КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Валидность теста и ее виды
Методологическая дисциплина (по отношению к ПД): Обосновывает требования к… - измерительным психодиагностическим методам; - процедурам разработки теста; - применению процедуры статистического анализа; - адаптации методик к новым условиям их применения; - интерпретации тестовых данных (пр: проблема критерия и т.п.). - в понимании ограниченности методик; - в понимании допущений, которые были сделаны при разработке; - в понимании валидности и надежности и т.д. - надежность; - валидность. ^ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – характеризует степень соответствия заданий теста измеряемой области психических свойств. Закладывается уже на стадии разработки теста. Устанавливается экспертами. 1. Определяется круг измеряемых свойств и (или) видов деятельности. Происходит расчленение свойства/ деятельности на элементы. 2. Разрабатывается модель тестовой деятельности или модель свойства, содержание которой подбирается путем выделения наиболее важных элементов реальной деятельности. 3. Проводится анализ степени соответствия разработанной модели реальной деятельности/ свойству (степень соответствия результатов 1 и 2 этапов). - отражает степень соответствия прогноза и диагноза определенному кругу критериев измеряемого свойства. ^ Текущая валидность – степень соответствия диагноза. Прогностическая валидность – степень соответствия прогноза. Подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности. Экстраверсия (1)/Интраверсия (2) → определение, свойства (1 и 2) → экспертная оценка участником эксперимента этих параметров + оценка экстра-интраверсии с помощью разрабатываемой методики → корреляция (чем выше, тем валидность больше). Если такой конструкции нет, то привлекаются эксперты. При этом они работают не с тестом (как это было в случае с содержательной валидностью), а с испытуемыми из выборки стандартизации (наблюдают). Если и это не удается, тогда прибегают к оценкам особого типа – субъективным, которые выносят испытуемому люди из его круга, имеющие опыт реального общения с ним. - конвергентная валидность (схождение) – для доказательства надо выбрать какое-то психологическое свойство, которое связано (прямо или обратно) с измеряемым свойством. Содержательная – соответствие заданий теста измеряемому свойству. Критериальная – соответствие диагноза и/или прогноза какому-либо критерию. Конструктная – соответствие результата теста психологическому конструкту. ^ КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ – оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валдность которых относительно данного параметра установлена. Технологический алгоритм разработки теста. а) эксперт должен оценить каждый вопрос по степени соответствия изучаемому конструкту. б) эксперт должен оценить степень корректности формулировок (понятность, недвусмысленность, предполагает ответы как ДА, так и НЕТ, не социально желательны, и т.д.). - по предполагаемым ответам; - по группам; - по формулировке и т.д. а) определение шкал опросника (определение его психометрического конструкта). → факторный анализ: (1)- по каменистой осыпи определяем количество факторов; (2)- факторизуем по выделенному количеству факторов; (3)- убираем вопросы с минимальной нагрузкой → (2) → (3) (4)- создаем ключ. б) проверка надежности: - делим на 2 половины; - сравниваем методом альфа-Кронбака. а) конструктная валидность (конвергентная – сравнить наш опросник с аналогичным (суммарный балл по нашему + суммарный балл по другому)). Оптимально: р = 0,7 или 0,8. б) критериальная валидность – оценить каждого человека и т.д. ^ Требования к психометрической подготовке психолога. Методами рестандартизации теста, простейшими приемами проверки надежности и валидности должны владеть все психологи. Психолог должен… 1. …уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по ПД. Должен знать: - какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики; - в какой степени эти психометрические характеристики соответствуют типу теста, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой требуется его использование – с другой - в какой мере известные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуации с учетом контингента испытуемых и типа диагностической ситуации; - в какой мере имеет место ситуация «внутрикультурного переноса» и требуется произвести рестандартизацию тестовых норм. Психолог-психометрист должен… 1. …уметь самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: - проверка надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста; - отсев ненадежных и невалидных пунктов; - построение и анализ распределения тестовых баллов; - построение математического уравнения для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания. - по ведению документации и используемым методикам; - по соблюдению методических стандартов; - по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации. Классификация психодиагностических процедур. - стандартизация инструмента измерения + нормы. - каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности. - жесткие требования к процедуре исследования. 3 подхода к классификации методов: 1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик: - для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные); - тесты интеллекта. Личностные опросники – представлены двумя группами.
Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается. (пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости. Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).
Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
Субъективный подход. 1. Личностные опросники. 2. Опросники состояния и настроения. 3. Опросники мнений. 4. Опросники–анкеты. … для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека. Классификация Розенцвейга: 1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты). 2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)). 3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики). Классификация Шванцара: I. по используемому материалу: 1. Вербальные (задания формулируются словами). 2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена). 3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса). 4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур). 1. Простые показатели (пр: Айзенк). 2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова). 1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта). 2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники). 1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы). 2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями. 3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал. 4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |