Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 12




Проблемы психолого-педагогической диагностики.
Две главные функции психодиагностики в образовании:

1. Обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития.

2. Оценка качества самого образования, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает полноценное развитие ребенка.
ð два класса задач психодиагностики:

1) Контроль за динамикой развития человека – диагностика готовности ребенка к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, реализация индивидуального подхода в обучении, профориентация, определение сложностей и отклонений в развитии и др.

2) ^ Оценка развивающего эффекта программ�� – оценка эффективности программ и методов обучения, контроль за приобретенными знаниями и навыками, за умственным и личностным развитием.

- - - - - - - - - -

Эльконин Д.Б. – представление о психическом развитии как о чисто количественном процессе (связано с возрастным развитием ребенка).

Противоположная точка зрения:

Развитие – это не только и не столько количественные изменения, сколько качественные изменения. Каждый этап определяется качественным разнообразием.
^ Недостатки диагностики (Д.Б. Эльконин):

1. Тестовая диагностика ориентирована, в основном, на количественные показатели.

2. Применяется общая схема диагностики в разные возрастные периоды без учета тех качественных изменений, которые присущи каждому из них.

3. В диагностике бытует мнение/ представление о неизменности темпов психического развития.

Считается, что эти темпы наследственно-обусловлены ð не учитывается закон неравномерности.

4. Невозможность строить на основе такой диагностики какие бы то ни было коррекционные мероприятия.
+ Главная задача педагогики – обучение и воспитание ð …

1) коррекция психического развития при появлении такой необходимости,

2) создание оптимальных условий для развития ребенка,

3) определение степени усвоенности навыков (в их содержательном, а не количественном аспекте) и др.
ð психодиагностика в том виде, в котором она удостоилась критики Эльконина, не удовлетворяет требованиям педагогического процесса.
Основная линия развития психолого-педагогической диагностики (Эльконин):

Необходимость создания единой системы контроля за психическим развитием ребенка.

Наличие такой системы позволяет осуществить профилактическую работу: работа на предупреждение отклонений, а не на их коррекцию.
Большинство диагностических систем на базе дифференциальной психологии. Эльконин предлагает → на базе психологии развития.
^ Требования к единой системе контроля.

Единая система контроля должна включать в себя методы, направленные на диагностику ведущего типа деятельности.

Важно рассматривать включенность ребенка в систему деятельностей для данного возрастного периода.



  1. Также ПД включает в себя диагностику развития отдельных психических процессов.


^ При диагностике психических процессов надо обращать внимание:

- как ребенок овладевает системой действий, характерных для данного психического процесса (особенности овладения);

- как соотносится между собой внешний и внутренний план действий;

- уровень произвольности при овладении различными психическими процессами.



  1. Диагностические системы смежных возрастов должны взаимно перекрываться, т.е. они должны включать в себя и одинаковые элементы.


Взаимно перекрываются те методы, которые позволяют определить насколько ребенок готов к переходу, к другому уровню развития (насколько человек успешен на этой ступени).



  1. Принцип коррекционности – каждая диагностическая система должна содержать в себе возможность обучения (т.е. мы должны найти причины неуспешности ребенка и попытаться выяснить – какая организация деятельности может ему помочь).

 


  1. Диагностическая система должна включать в себя такие методы, на основе которых может быть построена коррекционная программа.

 


  1. Диагностическая система должна позволять осуществлять прогноз дальнейшего развития, потому что без возможности осуществления прогноза развития диагностика теряет свой смысл.


Прогноз д.б. ориентирован на ЗБР ребенка (позволяет работать на профилактику, а не на коррекцию).
******************

Наиболее сильное влияние на развитие психологической диагностики в последние десятилетия оказали идеи критериально-ориентированного тестирования:

→ главное: не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания.

→ необходимость отказа от статистической нормы при оценке результатов тестирования и переход к поиску содержательных критериев.

В тестах этого типа для оценки результатов тестирования используется не балл, который получает испытуемый и который характеризует его место в выборке, а конкретная область содержания.
Главная задача этих тестов:

– установить, что индивид умеет делать ð возможность коррекционной работы.

- ориентировка на потенциальные возможности человека (ЗБР) ð возможность профилактики.
Билет 13.

Функции современной психодиагностики.
Одна из общих тен­денций в развитии современной пси­ходиагностики → дифференциация и увеличение числа функций психодиагностических методик.

Причина: переход: академический → прикладной → практический контексты работы психолога ð значи­тельно увеличивается число тех сторон, тех аспектов жизнедеятельности чело­века, которые должны приниматься во внимание, учитываться в работе психолога, если он стремится быть эффективным профессионалом.
^ В современное время можно говорить о полифункционализме.
Традиционно – основная функция:

1. Информационная. Цель диагностики – получить информацию об уровне, степени выраженности индивидуально-психологических особенностей.
Практика ПД расширяется ð функций становится больше:

2. Пропедевтическая (моделирующая) функция – проявляется в тех случаях, когда разрабатывается методика на ЗБР ребенка.

Моделируется ситуация развития ребенка.
3. ^ Коммуникативная функция – работа клиента и психолога в процессе диагностики позволяет наладить контакт ð коррекция проходит легче.

Результаты тестирования составляют содержание общения клиента и психолога.
4. ^ Экспрессивная функция – использование той или иной диагностической методики позволяет клиенту в рамках диагностической деятельности отреагировать собственные личностные комплексы (аффективные).

(работая с определенным материалом, клиент заново переживает какую-то проблему → может решить проблему, понять что делать).

(пр: Рисунки → решение проблемы в символической форме. Нарисовать страх → избавиться от него (порвать и т.п.)).
5. ^ Структурирующая функция – позволяет более конструктивно формулировать и предъявлять психологу и самому себе свою проблему.
6. Индивидуализирующая функция – диагностические методики должны быть ориентированы не только на статистический норматив, но и они должны позволять описывать портрет неповторимости клиента.

Нарастание функций использования психодиагно­стических методик в контексте прак­тической психотерапевтической и психокоррекционной работы является од­новременно важным (хотя и косвенным) симптомом и действенным меха­низмом гуманизации психодиагностики как научной дисциплины.

Испытуе­мый — этот своего рода «информа­ционный донор» – превращается в клиента, в котором уже несравненно сильнее и отчетливее проступают черты реального человека.
Таким образом, «зона ближайшего раз­вития» психодиагностики в целом → увеличение количества тех функций, в которых используется каждая методика в психологическом исследовании.

По мере этого психологическое исследование трансформиру­ется из системы экспертно-центрированных (манипулятивных) воздействий на испытуемого в систему клиенто-центрированного (помогающего) меж­личностного взаимодействия, диалога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.