КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 12
Проблемы психолого-педагогической диагностики. 1. Обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития. 2. Оценка качества самого образования, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает полноценное развитие ребенка. 1) Контроль за динамикой развития человека – диагностика готовности ребенка к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, реализация индивидуального подхода в обучении, профориентация, определение сложностей и отклонений в развитии и др. 2) ^ Оценка развивающего эффекта программ�� – оценка эффективности программ и методов обучения, контроль за приобретенными знаниями и навыками, за умственным и личностным развитием. - - - - - - - - - - Эльконин Д.Б. – представление о психическом развитии как о чисто количественном процессе (связано с возрастным развитием ребенка). Противоположная точка зрения: Развитие – это не только и не столько количественные изменения, сколько качественные изменения. Каждый этап определяется качественным разнообразием. 1. Тестовая диагностика ориентирована, в основном, на количественные показатели. 2. Применяется общая схема диагностики в разные возрастные периоды без учета тех качественных изменений, которые присущи каждому из них. 3. В диагностике бытует мнение/ представление о неизменности темпов психического развития. Считается, что эти темпы наследственно-обусловлены ð не учитывается закон неравномерности. 4. Невозможность строить на основе такой диагностики какие бы то ни было коррекционные мероприятия. 1) коррекция психического развития при появлении такой необходимости, 2) создание оптимальных условий для развития ребенка, 3) определение степени усвоенности навыков (в их содержательном, а не количественном аспекте) и др. Необходимость создания единой системы контроля за психическим развитием ребенка. Наличие такой системы позволяет осуществить профилактическую работу: работа на предупреждение отклонений, а не на их коррекцию. Единая система контроля должна включать в себя методы, направленные на диагностику ведущего типа деятельности. Важно рассматривать включенность ребенка в систему деятельностей для данного возрастного периода.
- как ребенок овладевает системой действий, характерных для данного психического процесса (особенности овладения); - как соотносится между собой внешний и внутренний план действий; - уровень произвольности при овладении различными психическими процессами.
Наиболее сильное влияние на развитие психологической диагностики в последние десятилетия оказали идеи критериально-ориентированного тестирования: → главное: не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания. → необходимость отказа от статистической нормы при оценке результатов тестирования и переход к поиску содержательных критериев. В тестах этого типа для оценки результатов тестирования используется не балл, который получает испытуемый и который характеризует его место в выборке, а конкретная область содержания. – установить, что индивид умеет делать ð возможность коррекционной работы. - ориентировка на потенциальные возможности человека (ЗБР) ð возможность профилактики. Функции современной психодиагностики. Причина: переход: академический → прикладной → практический контексты работы психолога ð значительно увеличивается число тех сторон, тех аспектов жизнедеятельности человека, которые должны приниматься во внимание, учитываться в работе психолога, если он стремится быть эффективным профессионалом. 1. Информационная. Цель диагностики – получить информацию об уровне, степени выраженности индивидуально-психологических особенностей. 2. Пропедевтическая (моделирующая) функция – проявляется в тех случаях, когда разрабатывается методика на ЗБР ребенка. Моделируется ситуация развития ребенка. Результаты тестирования составляют содержание общения клиента и психолога. (работая с определенным материалом, клиент заново переживает какую-то проблему → может решить проблему, понять что делать). (пр: Рисунки → решение проблемы в символической форме. Нарисовать страх → избавиться от него (порвать и т.п.)). Нарастание функций использования психодиагностических методик в контексте практической психотерапевтической и психокоррекционной работы является одновременно важным (хотя и косвенным) симптомом и действенным механизмом гуманизации психодиагностики как научной дисциплины. Испытуемый — этот своего рода «информационный донор» – превращается в клиента, в котором уже несравненно сильнее и отчетливее проступают черты реального человека. По мере этого психологическое исследование трансформируется из системы экспертно-центрированных (манипулятивных) воздействий на испытуемого в систему клиенто-центрированного (помогающего) межличностного взаимодействия, диалога.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |