КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 7. Из истории развития методов психодиагностики
Из истории развития методов психодиагностики. 1. Целостный подход к изучению человека – внешний вид, личностные свойства, проф. стсоавляющие, и т.д. 2. Создание экстремальных ситуаций. 3. Тестирование имело соц. направленность и никогда не носило развлекательного характера. Рассмативал: понимание, память, воображение. 1. Потребность врачебной практики в диагностике душевно-больных и умственно отсталых детей. 50-70 гг. 19 века – возникает экспериментальная психология (В.Вундт – основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Германии (1878 г.). Изучал ощущения, и вызываемые ими двигательные акты). 30-ые гг. 19 века – введено понятие психометрии. + лаборатория Вебера-Фехнера. Ференст Гальтон – основатель индивидуального тестирования. - один из основателей евгеники (улучшение человеческой породы); - стремился создать метод измерения способностей для улучшения людей (селекция людей). !! Особо следует отметить, что Гальтон оказался новатором и в области статистических наук. В психологии – метод корреляции. Суть этого метода заключалась в том, что изменение одного какого-то параметра ведет к изменению другого. 1890 г. – вводит понятие «умственный тест». Высказывает мысль, что ценность тестов возрастет, если условия проведения будут одинаковыми. ð Тесты нужно стандартизировать. Это необходимо для сравнения результатов, полученных разными людьми. Кеттелл предложил 50 тестов. Измерял, в основном, элементарные психические функции. К концу 19 века эти тесты широко использовались в образовании, но скоро заметили расхождения между результатами теста и оценками преподавателей → появилась необходимость стандартизации тестов. 1894 г. – при изучении интеллекта надо изучать психические процессы. Появилось всеобщее образование и появилась необходимость отделять детей по умственным способностям. Цель его методики – отсеивание из школы умственно отсталых детей. 1905 г. – первая шкала, направленная на диагностику умственной отсталости (из 30 заданий). Особое место – вербальный материал (основные компоненты интеллекта): - суждение - понимание - рассуждение Тесты Бине-Симона (1908 г.) – особенности: - группировка по возрасту; - Бине ввел понятие «умственный возраст» (которое сочеталось с хронологическим возрастом); - «Абсолютная мера интеллекта» – разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим. Интеллект = УВ/ХВ×100 1911 г. – возрастной уровень от 3-х лет до уровня взрослого человека. - обычные (УВ = ХВ); - продвинутые (УВ > ХВ); - отсталые (УВ < ХВ) → ^ Резко сместил акценты: тесты Стендфорд-Бине – изучают нормальных детей и градируют их по уровню развития интеллекта. Подчеркивал, что отклонение от стандартных процедур может привести к ошибкам. Артур Синтон Отис – один из аспирантов Термена. Заслуга Отиса – адаптирование теста Бине для группового тестирования ð не требовало большой затраты времени и средств. ^ Создал 2 серии тестов:
1918 г. – уже был окончательных вариант теста и испытание прошли около миллиона человек. - скорость; - массовость и дешевость. За достаточно короткое время можно обследовать большое количество людей. + Они были четко стандартизированы (проверить их могли даже те, кто не сильно сведущ в психологии (в отличие от индивидуальных тестов)). - Сборный тест общих механических способностей. - Тест на способность к обучению музыки (Сишор). - множество методик для использования в образовании (но были низкой дифференциальной валидности). Факторный анализ позволял точнее определять и классифицировать специальные способности. - вербальный; - невербальный/ практический; - общий показатель интеллекта. Отрицал концепцию умственного возраста как непродуктивную. Значение IQ – среднее данных какой-либо группы (конкретные лица сравнивались с общими). ^ 1938 г. – Терстоун – тест первичных умственных способностей. Шкала измеряет 7 независимых факторов, которые характеризуют интеллект ð мультифакторная теория интеллекта. Стилевые и мотивационные черты личности. Используются особые методы: - опросники; - проективные методики. 1917 г. – создал первый личностный опросник (на выявление аномального поведения). Факторные опросники → факторный анализ – средство снижения размеренности описания личности. Главное – выявление основных свойств личности (16 шт.). В основе – понятие бессознательного (как скрытого двигателя личности). Разум – скрывает бессознательное. Проективные методики → решение особых задач, которые позволяют произвольно проявляться бессознательному в личности. 1. По предмету исследования: Исследование интеллекта → измерение личности в целом Индивидуальные тесты → групповое тестирование Корреляционный анализ → факторный анализ → кластерный анализ → …и т.д. Из истории развития методов психодиагностики. Изначально психологические обследования были связаны с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии с целью коррекции дезадаптивных форм поведения детей и подростков, а также психопрофилактики, психотерапии и социальной реабилитации пациентов с психосоматическими и пограничными расстройствами. ð можно говорить, что методы психодиагностики берут свое начало в основном из такой области психологии как клиническая психология. В результате наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа так называемого случая складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории. Понятие «тест» ввел американский психолог Джеймс Кеттел в конце XIX в., но распространение тестовый метод получил лишь в первой половине XX в. благодаря работам француза А. Бине, американца Л. М. Термена, россиянина Г. И. Россолимо и др. !! Со временем тест устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает так называемая тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Развитие отечественной психодиагностики.
Первый период. Бехтерев – психические процессы = невропсихика. – изучались объективные признаки (пр: изменение пульса и дыхания как отражение страха и т.д.); – исследование скорости протекания психических процессов. ^ Основная цель: отличие нормальных детей от УО (критерий). Определение 11 психических процессов (10 вопросов): 3 группы (11 процессов): 1. Внимание и воля. 2. Точность и прочность восприятия. 3. Ассоциативная деятельность. !! Независимость от возраста испытуемого. Основная цель: построение человека из его наклонностей. На Родине не воспринимались всерьез, но широко использовались за рубежом. В основе – шкала Бине-Симона. НО! Много отличий. Главное отличие – возможность проводить групповое исследование. Первым доказал, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых – линейная форма связи. «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1936 г.). Разработал ряд диагностических методов и теоретических вопросов. Раскрыл понятие «психологический диагноз». Диагноз – умение не только дать характеристики, но и прогнозировать (проследить логику процесса развития). - психология труда - психотехника - педология и т.д. НО!.. мало внимания тому, какие тесты применяются и кто их применяет → много недовольства по отношению к результатам теста (идеологическая реакция). Жестко критиковались тесты. Критика тестов и педологии. Педология объявлена буржуазной, вредной наукой (была исключена). ПД ушла из массового применения обратно в лаборатории. Кон.60-х гг. – вновь появляются работы психодиагностической школы. Б.Г. Ананьев – комплексное изучение человека (применение различных тестов, опросников, и т.д.). Переводы зарубежных тестов. Анализ в форме простого описания. 1981 г. – выпуск коллективной монографии «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения диагностических методик. - Появились адаптированные версии западных методик. Публикуются в открытой печати по клинической диагностике. - Появляется много работ по психометрике. - Разрабатываются и внедряются в практику отечественные диагностики. - Открываются новые факультеты и отделения психологии (начали изучать ПД). - Возрастает количество специалистов в области психологии → необходимы надежные методы изучения → стимул для развития ПД. - Развивается система психологической службы образования.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |