КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 14
Виды совокупностей. Область применения теста. 1. Виды совокупностей (надо учитывать). 1) Генеральная совокупность – это множество элементов, объединенных общей характеристикой, которая указывает на принадлежность их к определенной системе. Гл.особенность – она репрезентативна по отношению к генеральной совокупности (при этом ее объем всегда меньше). Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что распределение признака в выборочной совокупности соответствует его реальному распределению – генеральной совокупности. - каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; - выборка элементов производится независимо от изучаемого признака; - отбор элементов должен производиться из однородных совокупностей; - число единиц в выборочной совокупности должно быть достаточно большим; - выборка и генеральная совокупность должны быть, по возможности, статистически однородными (об однородности говорит равенство средних значений и т.п.). ^ Нормальное распределения – это такое распределение, когда средние значения встречаются чаще (68%), крайние – редко (по 18%). Показатель асимметрии и эксцесса должны приближаться к нулю. А) Случайные – это такие выборки, когда все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попадания в выборку. Для их создания существуют разные приемы: - принцип лотерей; - отбор случайных чисел; - установление числового интервала и т.п. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - в) Расслоенная выборка - создается в случае, если необходима выборка, отражающая состав популяции, и для решения исследовательской задачи необходим учет групповых различий (пр: половой состав, возраст группы, и т.д.). *Точное соотношение важных подгрупп популяции. *Исследователь сам решает на сколько уровней он делит популяцию. Исследователь случайным образом выбирает группу людей/кластер с определенными особенностями. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - На область применения влияет: - содержание; - цель методики; - объем заданий (пр: если их много – дошкольник не выполнит); - характер методики (проективная, тестовая, опросник). Стандартизация тестовых процедур. Виды шкал. 1. Регламентация процедуры проведения обследования – позволяет сопоставлять результаты испытания у разных обследуемых. ^ Элементы стандартизации: унификация инструкции, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристик контингента обследуемых и т.д. Сырые баллы → шкальные оценки: необходимо для сопоставления методик, сравнения результатов, полученных с помощью разных методик. Стандартизация теста наиболее важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. При этом вводится понятие нормы или нормативных показателей. При формировании выборки стандартизации следует учитывать ее объем и репрезентативность. В подавляющем большинстве психодиагностических процедур обработка сводится к подсчету суммы баллов по шкале за правильно решенные задания или за ответы, совпадающие с ключом. Но по таким нормам нельзя делать какие-либо выводы о наличии или проявленности того или иного свойства. Чтобы интерпретировать значение индивидуальных тестовых оценок, необходимо использовать нормы. 1) индивидуальные результаты испытуемых с результатами других людей по этому тесту. 2) Кроме того, они обеспечивают сравнение результатов, полученных по одному тесту, с результатами выполнения других тестов. 3) Наконец, б/я нормам возможно сравнение результатов выполнения теста одним и тем же испытуемым (или одной и той же группой испытуемых) в разных возрастах. ^ Без использования статистических норм такое сравнение обычно совершенно некорректно. В странах с развитой ПД-кой культурой существуют специальные таблицы конвертации показателей, полученных по разным тестам. 1) процентили 2) шкалы IQ 3) Т-баллы 4) Шкалы стенов («стандартная десятка», в которую переводятся «сырые» баллы). Процентили делят все распределение результатов в выборке стандартизации на 4 чсти: От 75 до 100 – очень высокий уровень. От 51 до 75 – зона нормы (выше среднего). От 26 до 50 – зона нормы (ниже среднего). до 25 – очень низкий уровень. Преимущество процентилей – возможность их использования при наличии даже тех показателей, которые не имеют нормального распределения. Стандартные показатели получают 2-мя путями: 1. Линейный = преобразования проводятся в 2 этапа: → 1) Осуществляется z -преобразование «сырых» баллов = приведение сырых баллов к стандартному единичному нормальному распределению. При этом сохраняют все свойства исходного распределения «сырых» оценок. Zi = (xi – Mi): σ М – среднее арифметическое по шкале для всей выборки стандартизации. Х – индивидуальный сырой балл испытуемого. Z -преобразование позволяет шкалы любой размерности приводить к шкалам одного и того же масштаба. После такого преобразования среднее значение любой шкалы будет = 0, а стандартное отклонение = 1, т.е. зона нормы ограницена от -1 до +1, а зона абсолютной нормы от -0,5 до +0,5. Т.о. решается проблема тестов, имеющих различные единицы измерения, или даже тех тестов, где нет четко фиксированного диапазона минимальных и максимальных оценок. Все оценки по ним переводятся в единую стандартизированную шкалу. Это позволяет сравнивать, например, выраженность различных свойств памяти, измеренной с помощью различных процедур. Zt = a + bZi Zt - преобразованный в нужную шкалу Z -показатель Zi – индивидуальный Z -показатель а – новое значение средней арифметической. b – новое значение стандартного отклонения. Т-шкала (шкала Мак-Кола: в диапазоне от 20 до 80 баллов располагается абсолютное большинство всех результатов). Среднее = 50, отклонение = 10. зона нормы = 40–60 баллов. Узкой нормы = 45–55 баллов. Ti = 50 + 10 Zi Стены (стандартная десятка Кеттелла; среднее = 5,5, отклонение = 2. Зона нормы = 3,5–7,5). X10 = 5,5 + 2Zi IQi = 100 + 15Zi Такие показатели обычно рассчитываются с помощью таблиц.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |