КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 23
Билет 22. ^ Объективный подход в психодиагностике. 1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого). 2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений). - для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные); - тесты интеллекта.
Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается. (пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости. Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).
Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта. 1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению. Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий. Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию. Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта. ^ Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам. Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям. ^ Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком. Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью. Группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность. Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов. Иерархическая теория интеллекта: 1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом) 2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект. 3) Подразделяются на субфакторы: Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы; Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы. 4) На низшем уровне – специфические факторы. Модель Девида Векслера (США). Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов. 3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому): 1. Уровень общего интеллекта. 2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных). 3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам. Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект). ^ Вербальный интеллект отражает приобретенные способности. Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека. (современные исследования доказывают обратное). 1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания). Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор, который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G). Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта. ^ Более широкая: фактор- G = умственная энергия. 1) Фактор- G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности. 2) Фактор- G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой. Продолжение модели Спирмена. Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей. 1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий. Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения). Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |