Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь культуры и образовательного процесса




Тема 1. Государственная политика по проектированию и управлению культурным развитием общества

В настоящее время педагогика, как и другие социально-гуманитарные науки, находится в состоянии обновления и обогащения своего науч­ного аппарата. Об этом свидетельствует появление в кате­гориальном аппарате педагогики таких понятий, как «картина мира», «синергетика», «прогностическая модель», «компетенция». Стремительно входит в категориальный аппарат и понятие «парадигма».

В общей философии образования, которая выступает методологической осно­вой теории образования и воспитания, термин «парадигма» используется для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики. К основным положе­ниям парадигмы образования Е.В.Бондаревская относит следующие содержательные данности: сущность и назначе­ние образования; отношение учителя к ученику и его пози­ции в образовательном процессе; определение человекообразующих функций образования (гуманитарной, культурообразующей, функции социализации); содержание образования (аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный компоненты); педагогические технологи образования.

Образовательная парадигма позволет определить тип педагогического мышления и практики как гуманистический. Это означает, что целью образования в наши дни становится не только формирование профессиональной пригодности, то есть получение знаний, умений и навыков, но и развитие личности, причем с уникальным внутренним пространством и индивидуально-специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость культуры. Еще в конце прошлого века был обоснован ряд фундаментальных положений теории культуры, которые могут выступить методологической основой педагогики и образования:

- о надбиологическом, социальном характере культуры как формы человеческого бытия, воплощающей специфику образа жизни человека;

- о «человекотворческой» функции культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей индивида;

- о единстве духовной и материальной сторон культуры, неправомерности их противопоставления и обособления;

- о наличии ценностного ядра культуры, утверждаемого и транслируемого системой образования;

- о необходимости системного подхода к изучению культуры;

- о диалоге культур как основе нового гуманистического (гуманитарного) мышления человечества в условиях информационного общества;

- о разнообразии культур и неоправданности европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;

- о поликультурном пространстве образовательного взаимодействия;

- о приоритете обмена ценностями в системе межкультурной коммуникации.

Следовательно, новая педагогика должна ориентироваться не только на науку, то есть рациональный способ познания мира, а на всю культуру в целом, и в установке на синтез дидактики и культуры видится суть новой образовательной парадигмы, описание которой мы видим в работах В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.В. Краевского и других.

Итак, культура не существует вне человека и вне его деятельности, и можно предположить, что каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретного сообщества, нации, обусловленный идеями и ценностями данной кокретной культуры, передающимися от поколения к поколению при помощи традиций, обычаев и новаций. Тем самым культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат уже совершенных действий, а с другой – как одна из основ прогнозирования действия и поведения в будущем.

Таким образом, культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопределяет различные модели поведения людей из разных стран в абсолютно схожих ситуациях. Знание таких особенностей культур особенно важно в условиях поликультурности современного мира. Тем не менее, к настоящему времени учеными разных стран сформулированы и описаны свыше двадцати различных параметров классификации феноменов культуры. Однако далеко не все они имеют одинаковую практическую ценность и значимость, что существенно осложняет процесс направленного формирования такого интегративного качества личности, как межкультурная компетентность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.