Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Область художественного производства: мебель, ковры, одежда, ткани, посуда и прочее. Художественная промышленность




Тема 4. Рынок художественной продукции и его регуляция

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М..: МГУК ЦПО «Профиздат», 2002

Изготовление индустриальными методами декоративно- прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, металлические, в том числе ювелирные, изделия и т. д.). Художественная промышленность является частью промышленности, выпускающей предметы широкого потребления - ткани, стеклянную, фарфоровую, металлическую посуду и т. п.; однако изделия художественной промышленности отличаются от прочих вещей бытового ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) тем, что они отмечены эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект, то есть являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Значительную роль в художественной промышленности играет творческая индивидуальность художника, создающего первоначально проект вещи.

Основу технологического процесса составляет машинное производство (например, механическое оборудование и станки-автоматы на ковровых комбинатах, жаккардовые и печатные машины на текстильных фабриках и т. д.). В то же время на многих предприятиях художественной промышленности наряду с механизированным (а часто и автоматизированным) исполнением большей части продукции сохраняется значительная доля ручного труда (изготовление сложных выдувных форм и алмазное гранение на стекольных заводах, роспись фарфорофаянсовых изделий и т. д.). Но в целом именно интенсивное применение машин отличает предприятия художественной промышленности от предприятий народных художественных промыслов, где преобладает ручной труд. Обособление художественной промышленности от художественного ремесла и превращение её в особую отрасль производства было связано с формированием феодальных городов, с эволюцией цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т. д.).

В Европе активнее других отраслей развивались изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта) и производство стеклянных и керамических изделий (Венеция, Фаэнца и др.). В XVIII в. в Европе появились фарфор (Майсенский фарфор, Севрский фарфор) и керамика Дж. Уэджвуда. В XVIII - начале XIX вв. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфора (Имперский фарфоровый завод в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале) и др. С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли художественной промышленности. Однако качество художественных вещей снизилось: изделия фабричной художественной промышленности, вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художественного ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, нередко отличались эклектичностью стилевых решений.

После Первой мировой войны 1914-18 изделия художественной промышленности испытывали значительное воздействие функционализма (художественные предметы, создаваемые в мастерских "Баухауза", и т. д.). В советской художественной промышленности 20-х гг. конструктивизм (и идеи производственного искусства) связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, "пролетарский" стиль художественных изделий.

К середине XX в. технический прогресс вновь (как и в 20-х гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному искусству, к отрицанию национальных декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в художественную промышленность упрощённых рационализированных форм: стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрических членений; художественное стекло повторяло формы аптекарской посуды; фарфор "очищался" от декора, и т. д. Однако с конца 60-х гг. идейная содержательность, пластическое разнообразие и декоративное звучание изделий художественной промышленности восстанавливаются в своём значении.

Советская художественная промышленность - одна из важных областей социалистической художественной культуры, главной задачей которой является внедрение искусства в повседневный быт. Изделия советской художественной промышленности отражают многие процессы, характерные для советского и мирового декоративно-прикладного искусства. В современной советской художественной промышленности ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значительное внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преимущественно для оформления общественных интерьеров). Богатые эстетические возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологического процесса, раскрываются в различных видах керамики, художественного стекла, металлических, текстильных изделиях и т. д. Среди важнейших предприятий современной советской художественной промышленности - Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевский хрустальный завод, Дятьковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат и др. Современная художественная промышленность других социалистических стран сочетает богатейшие национальные традиции с задачами современного, функционально обоснованного художественно-прикладного творчества.

Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сборник статей

Тема 5. Институты художественной культуры, их структура и особенности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.