КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир вещей как основание прикладной культурологии
Тема 2. Сущность предмета прикладной культурологии Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. - М., 2006. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. Инченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.,1989. Прикладная Культурология. Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение. Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни. Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия. Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры. Решением прикладных проблем занимаются, прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества. Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально—культурной деятельности. Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией. Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне—сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив—агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др. Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов. Модель культуры может быть представлена с учётом разделения явлений окружающей человека действительности "на мир фактов и мир знаков". Естественно, это разделение не абсолютно, исследователями культуры давно замечено, что промежуточное положение занимают объекты, искусственно созданные человеком, к числу которых относятся вещи, которые занимают особое положение в иерархии культуры. Мир вещей - это мир артефактов, мир культурных образований, в котором всегда существует человек. Мир вещей может быть представлен и как мир повседневности человеческой жизни, в котором есть "рядовое", обычное и совершенно особенное, исключительное; массовидное и уникальное. И чем дольше существует человечество, тем больше расширяется и качественно меняется этот мир, тем больше накапливается в нём культурная информация. Культура - это специфический человеческий феномен; сущность культуры и сущность человека совпадают. Отсюда, традиционно вещная среда рассматривается с позиций антропологического подхода - через человека. При этом роль человека по отношению к миру вещей дуалистична, он выступает и как творец и как творение одновременно; предстаёт не только как субъект, формирующий окружающую вещную среду, но и как объект, изменяющийся под её воздействием. Взаимодействие человека с вещами рассматривается как активный фактор, влияющий на формирование личности. Вместе с тем, мир вещей - особая самостоятельная реальность, существующая достаточно независимо по отношению к человеку, и человек нередко оказывается в отчуждённом состоянии по отношению к миру вещей. В системе отношений человека и вещи последняя выступает как значимый элемент материального и духовного мира человека. Создаётся некое социокультурное поле, охватывающее живое и неживое, органическое и неорганическое, рукотворное и мыслетворческое, которые вступают в тесное взаимодействие. Исследования мира вещей - это исследования цивилизационных достижений и одновременно определённого этапа развития культуры. Так как на каждом историческом этапе изменялся не только облик вещей и способы их изготовления, но менялись характер отношения человека к вещи, её значение и статус в культуре. Этимологически слово "вещь" происходит от латинского "vox" (голос, слово). Для древних вещи "вещали", были "как звон святой". Именно так толкует "вещь" "Словарь русского языка XI-XVII в.в.". А.С. Пушкин употреблял слово "вещать", заимствованное из летописей, в произведении "Борис Годунов": "Будь молчалив; не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому; Как звон святой, он должен лишь вещать". В старинных текстах можно встретить в связи с вещью разные высказывания. Вещь начиняется человеческой мыслью, и кто не понимает смысла в вещах, тот вне "собора", вычеркнут из собрания людей: "Вещь кровная делится на кости и плоти и жилы и сухие жилы и кровь", "Понеже всяк без мысли начинай вещь якоже в тме шествует, ибо без мысли трудяися соборне по всему обнищать". "Не вещь чтуще... но образу" - вещь бессмысленна без той природы, которую замещает. "...Опричь духовные вещи" - вещи духовны. "Хаос убо протолкуется... смятением вещем или начало вещем". М.А. Коськов. Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”. Выпуск 11. СПб. 2001. С.57-61 Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. - М., МГУТУ, 2007 г. Тема 3. Регуляция деятельности институтов художественной культуры
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |