Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991




Институты культуры как учреждения с определенной достаточно устойчивой структурой (институт власти, парламенты, советы, институт брака, религии и пр.).

Миф - наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону; фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость
смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического»; миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.

Религия - религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Главное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем; ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу; культура модифицирует становление религии, но утвердившись религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии

Искусство - искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;
искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;
искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи; роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот; в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки; духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование; творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культуроген- ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты; культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирую- щая сила, а культура - как одухотворяющая сила.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Социальные институты культуры в доиндустриальном обществе не развиты. Синкретизи (слитность с природой), коллективизм, общинность в управлении, доминанты семь и религии. Иерархическая организация общественного бытия и культуры основана на силовом обеспчении господства и подчинения государству. Демократический способ жизни общества и культуры – свобода и ответственность равных перед законом граждан. Гражданское общество самоорганизации членов общества, осознающих себя не подданными, а свободными гражданами, соглашающихся при этом с определенными формами организации своей совместной жизни и деятельности.

Информационное общество. Определяющим фактором в современную эпоху выступает степень развития культуры, а не структура общества. Глобализация, интеграция происходит на научном, информационном, технологическом уровнях, независимо от общественного строя. Отказ от применения традиционных методов насилия, путь диалога.

Виды социальных институтов по функциям:

  • учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные организации культуры,научно-исследовательские учреждения);
  • социальные институты, предназначенные для осуществления духовного производства (театры, издательства, киностудии, творческие коллективы);
  • социальные институты, способствующие распространению культуры (школы, университеты, библиотеки, лектории, музеи, кинотеатры, концертные и гастрольные объединения).

Институт брака и семьи

Брак – исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет – состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Формы брака: Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия – один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов: а) полиандрия (или многомужество); б) полигиния (или многоженство).

Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак. Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой -–к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.