Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория функциональных систем П.К.Анохина




Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

Концепция психич развития чел, разработанная в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Следуя идее общественно-историч природы психики, Выготский совершает переход к трактовке соц среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии реб сущ как бы 2 переплетенных линии. 1-я следует путем естественного созревания. 2-я состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными ср-ми организации поведения и мышления, кот чел-во создало в процессе своего истор. развития, явл системы знаков-символов (напр, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологич ф-ий, систем, лежащих в основе ВПФ, кот отличают поведение чел от поведения животного. Опосредованность развития чел-ой психики "психолог орудиями" хар-ся еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из ВПФ, первое время всегда имеет форму внешней деят-ти, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. чел (взрослый) с помощью определенного ср-ва управляет поведением реб, направляя реализацию его к-либо "натуральной", непроизвольной ф-ии. На 2-й стадии реб сам уже становится субъектом и, используя данное психологич орудие, направляет поведение др(полагая его объектом). На след стадии реб начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, кот др применяли к нему, и он- к ним. Т. о, каждая психич ф-ия появл на сцене дважды- сперва как коллективная, соц деят-сть, а затем как внутренний способ мышления реб. М-у этими 2 "выходами" лежит процесс интериоризации. Интериоризуясь, "натуральные" психич ф-ии трансфор-ся и "сворачиваются", приобретают автомат-сть, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс -процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане

ТФС— модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным.

«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».

Выделяются 2 типа функциональных систем:

1го типа: обеспечивают гомеостаз за счёт внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы (напр. кровяное давление)

2го типа: поддерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, взаимодействия с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения

Стадии поведенческого акта:

1.Афферентный синтез- передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна).

Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:

-Мотивация(роль: любая пост-ая инфо соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, кот действует как фильтр, отбирающий наиболее нужное для данной мотивационной установки.)

- Избирательная активация различных нервных структур

-Обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки, вызывающей рефлекс, и динамические стереотипы)

-Память (видовая и индивидуальная)

-Пусковая афферентация

2.Принятие решения

-Формирование акцептора результата действия (создание идеального образа цели и его удержание; предположительно, на физиологическом уровне представляет собой циркулирующее в кольце интернейронов возбуждение)

-Эфферентный синтез (стадия программы действия; интеграция соматических и вегетативных возбуждений в единый поведенческий акт. Действие сформировано, но не проявляется внешне)

3.Действие (выполнение программы поведения)

-Оценка результата действия

На этом этапе идёт сравнение реально выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.

-Удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение деятельности стадия)

Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.

В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.