Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика вклада структурно-функциональных блоков в осуществление высших психических функций




А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психич деят-ти. Эта модель харак-зует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основ структурно-функц-ных блока: I-й – энергетический блок(блок регуляции уровня активности мозга); II-й блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) инфо; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психич деят-сти. Каждая ВПФ осуществляется при участии 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию.

1 блок включает: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические струк-туры сред мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Функц-ное значение 1 блока в обеспечении психич ф-й состоит в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на кот осуществляются все психич ф-и, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психич деят-ти. Этот аспект работы 1 блока имеет отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.1 блок мозга связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной инфо.
Явл мозговым субстратом разл-ых мотивационных и эмоц-ных процессов и состояний.1 блок воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную инфо о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

2 блок вкл анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны кот расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга
Работа 2 блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной инфо, необходимой для осуществления ВПФ. В коре задних отделов больших полушарий выделяют «ядерные зоны» анализаторов(первичные, вторичные поля) и «периферию»(третичные).

Ф-и первичной коры состоят в максимально тонком анализе разл физич параметров стимулов определенной модальности.Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную инфо с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая участие в обеспечении различных гностических видов психич деят-ти.
Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

3 блок включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

Анатомическое строение 3 блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психич деят-ти, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.
Различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

В нач стадии формирования мотивов в любой сознательной психич деят-ти (гностической, мнестической, интел-ной) принимает участие 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психич деят-сти. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоц-ное «подкрепление» психич деят-сти (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ деят-сти связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деят-сти реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психич деят-сти, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

15.Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга. Различают три основные группы полей в коре: первичные, вторичные и третичные поля. Первичные поля связаны с органами чувств и органами движения на периферии, они раньше других созревают в онтогенезе, имеют наиболее крупные клетки. Это так называемые ядерные зоны анализаторов, по И. П. Павлову (например, поле болевой, температурной, тактильной и мышечно-суставной чувствительности в задней центральной извилине коры, зрительное поле в затылочной области, слуховое поле в височной области и двигательное поле в передней центральной извилине коры). Эти поля осуществляют анализ отдельных раздражений, поступающих в кору от соответствующих рецепторов. При разрушении первичных полей возникают так называемая корковая слепота, корковая глухота и т. п. Рядом расположены вторичные поля, или периферические зоны анализаторов, которые связаны с отдельными органами только через первичные поля. Они служат для обобщения и дальнейшей обработки поступающей информации. Отдельные ощущения синтезируются в них в комплексы, обусловливающие процессы восприятия. При поражении вторичных полей сохраняется способность видеть предметы, слышать звуки, но человек их не узнает, не помнит их значения. Первичные и вторичные поля имеются и у человека, и у животных. Наиболее далеки от непосредственных связей с периферией третичные поля, или зоны перекрытия анализаторов. Эти поля есть только у человека. Они занимают почти половину территории коры и имеют обширные связи с другими отделами коры и с неспецифическими системами мозга. В этих полях преобладают наиболее мелкие и разнообразные клетки. Основным клеточным элементом здесь являются звездчатые нейроны. Третичные поля находятся в задней половине коры — на границах теменных, височных и затылочных ее областей и в передней половине — в передних частях лобных областей. В этих зонах оканчивается наибольшее число нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария, поэтому роль их особенно велика в организации согласованной работы обоих полушарий. Третичные поля созревают у человека позже других корковых полей, они осуществляют наиболее сложные функции коры. Здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза. В третичных полях на основе синтеза всех афферентных раздражении и с учетом следов прежних раздражений вырабатываются цели и задачи поведения. Согласно им происходит программирование двигательной деятельности. Развитие третичных полей у человека связывают с функцией речи. Мышление (внутренняя речь) возможно только при совместной деятельности анализаторов, объединение информации от которых происходит в третичных полях. При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими двигательными навыками (не может одеваться, пользоваться орудиями труда и т. п.). Воспринимая и оценивая все сигналы из внутренней и внешней среды, кора больших полушарий осуществляет высшую регуляцию всех двигательных и эмоционально-вегетативных реакций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.