Рис. 4. Возможные пути доставки электронных карт на судно
На судне должны поддерживаться адреса официальных дистрибьюто- ров RENC. Информация о них периодически обновляется и может быть получена через официальные источники - сайты RENC в Интеренете.
Выделенный на рис. 4 центральный путь представляет собой доставку на судно официальных ENC, которые в ECDIS могут заменять бумажные. Путь доставки векторной карты от цифровой базы данных или бумажной карты до SENC ECDIS проходит через официальную ГО, которая при из- готовлении карты использует стандарт S57 после 1996 г. (версия 3 1996 г. и позднее). На основании требований IMO эта карта обязательно коррек- тируется и преобразуется в SENC ECDIS. Путь в ECDIS доступен любым картам, изготовленным как официальными ГО, так и другими гидрогра- фическими службами (коммерческие подразделения).
Все карты, кроме официальных ENC, могут отображаться в ECDIS и использоваться только как информационные. Надписи около стрелок, ука- зывающих на схеме путь к ENC и неофициальным векторным картам (Non official VNC), обозначают виды используемых стандартов, на основе ко- торых могут быть изготовлены эти электронные карты. В ECS могут по- падать также любые карты и преобразовываться в SENC. Статус ECS от этого не изменяется. Из схемы на рис. 4 видно, что путь векторных карт закрыт в RCDS, где образуется SRNS только из RNC.
В период решения вопроса обеспечения судна коллекцией электрон- ных карт на район плавания необходимо формировать заказ, исходя из возможностей находящейся на борту судна электронной картографиче- ской системы (ECDIS, ECS, RCDS), и согласования вопросов поддержа- ния этой коллекции с судовладельцем и фирмой, обеспечивающей коррек- туру коллекции.
В целях сокращения затрат на закупки карт для оборудования ECDIS, имеющего статус конвенционного, необходима обязательная коллекция бумажных карт на районы, не покрытые официальными ENC. Кроме того, на судне желательно иметь коллекцию любых откорректированных элек- тронных карт на эти же районы. Вопрос может возникать только относи- тельно возможности системы отображать их. Это не запрещается норма- тивными документами и обусловлено вырабатываемым стереотипом не- сения вахты и навыками работы с электронным оборудованием.
Из схемы на рис. 4 видно, что наиболее перспективным является обо- рудование ECDIS, которое практически можно использовать в режиме ECS и RCDS.
7. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАСТРОВЫХ КАРТ И ОГРАНИЧЕНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ RCDS
Как уже отмечалось ранее, векторные карты более информативны по сравнению с растровыми и могут наиболее активно использоваться в кар- тографических системах. Это обосновано тем, что каждая точка имеет определенный код, который идентифицируется и распознается картогра- фической системой. Таким образом, векторная карта позволяет произво- дить опознавание любых объектов и своевременно реагировать на них, предупреждая судоводителя о приближении к подобным объектам. Это не относится к растровой карте, т.к. она представляет растровый образ бу- мажной карты - ее фотографию в виде цветовой гаммы, которая не может быть использована в системе своевременных предупреждений о прибли- жении к опасности. Система имеет возможность распознавать только цве- товую гамму, которая использовалась для отображения какого-либо объе- ма текста и т.д. В этом случае распознать сам объект, а соответственно и подать сигналы тревог система не может.
Таким образом, основным недостатком растровых карт является не- возможность их использования в системе сигнализации при приближении к опасному району.
Наличие стандартов на отображение растровых карт не позволяет од- новременно наблюдать на экране карты, изготовленные в различных про- екциях. Это представляет определенные трудности для судоводителя и может привести к аварийной ситуации. Подобные случаи встречаются в практике судовождения.,
В качестве примера рассмотрим ситуацию при выходе из Котки (рис. 5 и 6) (φ=60°28.0 'N, λ=26°57,0 'Е.
Переход с карты 1090а (масштаб бумажной карты 1:20000, проекция Transverse Mercator) на карту 1089 (масштаб бумажной карты 1:55000,
проекция Mercator), при следовании по створу 266,5°, использование рас- тровых карт вызывает крайне отрицательную реакцию судоводителя, т.к. он не имеет возможности просмотреть акваторию впереди судна при при- ближении к границе карты.
Рис. 5. Растровая карта 1090а
Принудительная загрузка карты более мелкого масштаба тоже недо- пустима, т.к. на ней отсутствуют буи латеральной системы ограждения.
Незначительное отклонение судна с допустимой осадкой 6,1 м вправо, ввиду расхождения со встречным судном или изменения угла дрейфа по- сле смены курса, может привести к аварийной ситуации, т.к. опасная изо- бата 5 м с банкой 4,8 м расположена вплотную (40 - 50 м) к линии створа
и не видна на карте 1090а, После автоматической загрузки карты 1089 до опасности, отражающейся только на этой карте, остается немного более 200 м. Учитывая размеры судна и возможность расположения антенны приемоиндикатора в корме, особенно в ночное время (ограждающие буи несветящиеся), аварийная ситуация неизбежна при отклонении вправо.
Рис. 6. Растровая карта 1089
Принудительная загрузка карты 1089 после прохождения последней пары буев позволяет обнаружить опасность за 740 м (4 кбт). Для судна, движущегося со скоростью 10 уз, аварийная ситуация может возникнуть через 2 мин. Маневр курсом или скоростью невозможен. Ситуация ослож- няется по причине расположения створных огней по корме судна и слож- ности отслеживания их видимости.
Обнаруженный недостаток растровых карт явился причиной проведе- ния анализа и выявления аналогичных ситуаций в других районах Балтий- ского моря:
- район Oregrund φ=60°21,7'N λ=18°23,5'Е карты 3169Ь и 3169;
- район Balson φ=61°44,0'N λ=17°30,5'Е карты 70а и 2296;
- район подхода к Kemi φ=65°38,5'N λ=24°20,0'Е карты 2303а и 2302.
Значительным неудобством является и то обстоятельство, что сты- кующаяся информация карт разного масштаба очень трудно читается, т.к. на экране судоводитель вынужден отображать их в одном масштабе. Вос- точное побережье США имеет много районов стыкующихся карт с мас- штабами 1: 80 000 и 1: 500 000. При загрузке карт в масштабе оригинала одной вторая карта может быть очень “сжата” или “растянута”, что пред- ставляет трудность для чтения.
Плавание в районах рек также затруднено, т.к. бумажные карты обыч- но имеют ориентацию не на север, а произвольную, т.е. при их печати ис- пользуют “косую” сетку. При сканировании этих карт ориентация остает- ся, а при отображении в ECDIS все карты ориентированы строго на север, что разворачивает текст, не позволяя читать его на экране. Здесь же может наблюдаться и стыковка карт различного масштаба.
Как известно, растровые карты занимают большой объем памяти, что вызывает определенные трудности для их хранения и перезагрузки экрана в некоторых картографических системах.
Отмеченные наиболее существенные недостатки подчеркивают огра- ничения картографических систем RCDS, ставших предметом дискуссий на международном уровне при рассмотрении вопросов альтернативности электронных карт их бумажным аналогам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление