Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель интеллекта по Гилфорду




Иерархические теории структуры интеллекта

Модель интеллекта по Кеттеллу.

В этой концепции предпола­гается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc).

Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании интеллекта, сущность которо­го — постижение отношений, зависимостей. Он полагает наличие двух детерми­нант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природно-обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навы­ков для одних людей менее затруднен, чем для других. Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед чело­веком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кри­сталлизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, ак­тивности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.

Так же Кеттелл выделяет 3 класса способностей:

 

1. Центральные (или общие) способности обусловлены структурными функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на всепознавательные процессы.

 

2. Локальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной
организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности.

 

3. Факторы-операции в отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные познавательные навыки (интел­лектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели.

 

 

Значительный вклад был внесен английским психологом Верноном.

На вершине иерархии находится генеральный фактор, открытый Спирменом. Затем следуют достаточно широкие групповые факторы вербально-образовательного и практическо-механического интеллекта. Они также могут подразделяться: например, вербально-образовательный фактор состоит из вербального и счетного субфакторов, апрактическо-механический—измеханико-информационного, пространственного и мануального субфакторов. На низшем уровне иерархии лежат специфические факторы

 

Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата.

Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое измерение модели:

- понимание информации (С),

- запоминание (М),

- дивергентное мышление, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией (D),

- конвергентное мышление, или производство логически обоснованных выводов (N) и - оценивание — сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (Е).

 

Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации. Предъявляемая информация, согласно Гилфорду, может быть

- образной (F),

- символической (S),

- семантической (М) и

- поведенческой (В).

 

Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов, единиц (U), классов (С), отношений (R), систем (S), трансформаций (Т) и импликаций (I).

 

Вопрос 18

Виды тестов для измерения интеллекта

 

- Вербальные(тест Амтхауэра) и невербальные(тест Равена)

- Групповые(Альфа) и индивидуальные(шк. Векслера)

- Тест для специфических популяций.(Обследование младенцев, тест для умственно отсталых люде, тесты для обследования людей, воспитанных в разных культурах).

 

1. Тест Векслера

Измерение уровня развития общего интеллекта. 11 субтестов 5- 75 лет. Детский и взрослый варианты.

 

2. Т. Амтхауэра

Применим для измерения общего уровня развития интеллекта и отдельных его составляющих элементов. Компоненты: 1)вербальное 2)числовое и пространственное мышление 3) логические и комбинаторные способности 4) внимание 5) память.

Тест используется для проф. отбора.

 

3. Тест интеллекта Айзенка(англ)

Имеет 40 заданий, ограничение 30 минут выполнения.

 

4. Т. Прогрессивные матрицы Равена.

Концепции Спирмена и Гештальтпсихология. От 5-12 цветной вариант

12-65 ч/б.

 

5. Тест Кеттела. Текучий- свободный от окружающей среды.Предназначен для оценки уровня интеллекта свободного от опыта человека.

 

6. Рисунок человека. Харис и Гудинаф. 1926 год. Для детей до 12 лет.

 

Вопрос 19

Распределение тестовых оценок интеллекта

 

Для обоснования полученного распределения исходили из теории генетических влияний. Полагалось, что уровень интеллекта зависит от сочетанного влияния большого количества генов. Распределение оказалось бы нормальным, если бы эффект каждого из множества этих генов был равным. Но определенные гены оказывают более сильное влияние, отсюда избыточное количество лиц оказывается в краевых отрезках кривой распределения. А. Анастази справедливо указывает на бессмысленность вопроса о том,

каково реальное распределение какой-либо психологической характеристики, ибо

мы не располагаем равностепенной шкалой ее измерения. Получается, что инструмент, на основе которого можно определить распределение, построен с учетом

его нормальности. Анастази отмечает, что обычно в ходе создания тестов из нормальности распределения исходят не как из эмпирически наблюдаемого факта, а

потому что таким образом представленные показатели доступны многим достаточно

простым приемам математико-статистического анализа.

 

 

Вопрос 20

Описание теста структуры интеллекта Амтхауэра

 

Тест, разработан немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта.

Р. Амтхауэр – немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделяет анализу структуры интеллекта, ее связи с профессиональной деятельностью.

Автор понимает интеллект как субструктуру в структуре личности человека, как структурированную целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру.

 

Тест Амтхауэра может использоваться при оценивании структуры интеллекта испытуемых в возрасте 13 – 61 года.

Методика выполнения теста структуры интеллекта состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещённых перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

Структура теста позволяет осуществить диагностику таких компонентов интеллекта, как: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Тест был разработан в трех параллельных формах. Возможно индивидуальное и групповое проведение теста.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

 

 

В тест Амтхауэра входят следующие субтесты:

 

1) на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний;

2) на классификацию понятий;

3) на установление аналогий;

4) на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);

5) на умение решать простые арифметические задачи;

6) на умение находить числовые закономерности;
7) на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;

8) на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;

9) на заучивания слов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.