КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субтесты вербальные Субтесты практические. 1. Осведомленность 2. Дом животного
1. Осведомленность 2. Дом животного 3. Словарный запас 4. Завершение картинок 5. Арифметика 6. Лабиринты 7. Нахождение сходства 8. Геометрические схемы 9. Понимание 10. Кубики Коса 11. Предложения (альтернативный)
Существуют сокращенные формы шкалы Векслера измерения интеллекта, включающие 4-6 субтестов. Среди них можно указать на Краткий Векслера интеллекта тест — состоит из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Одним из важных достоинств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.
Вопрос 23 Понятие способностей
Способности – это выбор наиболее подходящих возможностей и склонностей человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Способности влияют на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а, следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом. Проблема способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов (Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова). Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Эти способности зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями». Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.).
Вопрос 24 Виды тестов способностей
В психологической диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Специальные способности принято классифицировать по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности (технические и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные и пр.). Диагностика моторных способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте. Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. В настоящее время наиболее часто описываются следующие психомоторные тесты: тест ловкости пальцев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Методы диагностики другой группы специальных способностей – сенсорные тесты. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на изменение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов можно назвать таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине, Тест Орто-Рейтера. Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, на различение громкости, тембра, высоты звуков. Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей тест музыкальной одаренности Сишора. Он содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука. Еще одним распространенным тестом является Массачусетский тест слухового восприятия. Следующая группа тестов специальные способностей представлена тестами технических способностей. В целом технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. В соответствии с таким разделением на два фактора создаются и специальные тесты, включающие в себя задания на техническое понимание и пространственные представления. Очень популярным тестом изучения технического понимания является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необходимо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в обыденных ситуациях. Для изучения пространственных представлений разработаны многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесотского теста на восприятие пространства. В этом тесте используются карточки с изображением 6 геометрических фигур, из которых одна разрезана на две или более частей. Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из оставшихся 5 фигур при этом получится. Тесты на определение профессиональных способностей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских способностей. Вопрос 25 Диагностика креативности. Тесты. Диагностика креативности интересует психологов потому, что креативность необходима для овладения любой деятельности, и во многом явл. детерминантой успешности. Теория интеллектуального порога (Теория Перкинса) утверждает, что для овладения любой деятельностью необходим достаточный уровень интеллекта. Превышение интеллекта над пороговым не даст прироста продуктивности. Различия в продуктивности будут определяться мотивацией, протеканием физических процессов, личностные черты, но не различия в интеллекте. Относится к любому виду деятельности. Аналогичная концепция - Гилфорд, Торенс, Богоявленская: подчеркивает, что креативность явл. общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность, не зависимо от сферы проявления личностной активности. При прогнозировании успешности школьного и вузовского обучения психологи пришли к выводу о существовании обучаемости, как способности к обучению, независимо от интеллекта и креативности. Кетелл не смог выявить с помощью факторного анализа общую обучаемость как способность аналогичную интеллекту. Соответственно включаем интеллект, креативность и обучаемость в структуру общих способностей, основываясь на 3-х компонентной модели когнитивного процесса. А любой когнитивный акт должен включать в себя приобретение, применение и преобразование когнитивного опыта.
Обучаемость – способность приобретения опыта.
Продуктивность прим-я преобретенного опыта определяется общим интеллектом. Преобразование опыта связано с креативностью.
Соотношениее креативности и интеллекта. Гилфорд в структуру креативности, помимо дивергентного мышления, включал способность к преобразованиям, точность решения и прочие интеллектуальные параметры. В экспериментах Гилфорда было выявлено, что высокоинтеллектуальные люди не могут проявлять творческого поведения при решении теста. Креативные люди не могут иметь низкий интеллект. Торренс сформулировал модель отношения креативности и интеллекта: до 120 б. IQ-общий интеллект и креативность –образуют единый фактор, после 120 б. креативность становится независимой. В отечественных исследованиях была выявлена парадоксальная зависимость –высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление. Креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации. Креативность и общий интеллект явл. ортогональными способностями (ситуация благоприятствующая проявлению интеллекта, противоположна по своим характеристикам ситуации проявления креативности- они определяют решение мыслительной задачи). Наблюдаемые в экспериментах между интеллектом и креативностью, зачастую объясняется тем, какие методики используются для диагностики данных свойств. Тесты креативности.
ТК – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. Первые ТК появляются в 50-ых годах и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в современной зарубежной психодиагностике. Сегодня изучение и измерение креативности за рубежом осуществляется в следующих основных направлениях: «личностном» (влияние на креативность личностных черт) и «познавательном» (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных способностей). Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Торренсом и Гилфордом. В отечественных исследованиях на основе единицы измерения творческих способностей «интеллектуальной инициативы», разработана оригинальная методика «креативного поля» (Богоявленская).
Вопрос 26 Критериально-ориентированые тесты
1) КОТ – это частный случай теста, предназначенный для абсолютного тестирования, позволяющий оценить преодолел ли испытуемый определённый порок усвоения учебного материала.
При этом результаты тестирования сравниваются с критерием уровня подготовленности.
2) КОТ – это система тестовых суждений, позволяющая сопоставить уровень учебных достижений, заданным критерием качества обучаемости.
В качестве критерия чаще всего выступает уровень владения навыком умения, знания.
История: Возникли в 60-70 г. прошлого века. К нам в Россию пришли в 80 г.
До этого момента использовались два вида теста: -тесты интеллекта -тесты достижений
Тесты интеллекта не могут оценить ученика, с т. зрения его соответствия к конкретным требованиям учебной программы. Тесты достижений используются в целях контроля успешности усвоения конкретных знаний, умений, навыков.
В 1963 году исследователь Глассер использует КОТ. В 1968 были описаны способы конструирования КОТ.
КОТ - полезны не только в системе образования, но и в проф. деятельности.
Цель использования КОТ: 1. Контроль за развитием психических функций, 2. Контроль усвоения учебного материала Тесты ориентированы: на внешние требования, выражающиеся либо в критерии развития, либо в критерии усвоения.
КОТ опирается на критерий.
1. Критерий - уровень мастерства выполнения на определенном уровне конкретной деятельности. 2. Критерий - это определенные содержательные и операциональные аспекты деятельности. Т.е. это набор ЗУН, для того чтобы справиться с определенной деятельностью.
В дальнейшем 2 концепции слились в одну. Критерий понимался как выполнение деятельности и определенная сформированность ЗУН соответствовала определенному уровню мастерства.
КОТ - должны отражать то, что человек умеет и знает.
Отличие КОТ от традиционных тестов:
1. Выяснение цели тестирования. 2. Результаты КОТ представляютсяся не в условных баллах, а в конкретных показателях усвоенности и сформированности ЗУН. 3. Показатели выполнения оцениваются не по сопоставлению с нормой, а по сопоставлению с критерием.
Особенности конструирования КОТ
1. Постановка определенной критериальной задачи. Это внешние требования к человеку, определенные знания, умения, навыки. 2. Выдвигаются типы задач.
Принципы подбора задач:
1. Принцип дифференциации испытуемого. 2. Задачи должны быть разными по трудности.
Цель использования: выявить какими действиями человек не владеет, и предложить на основе этого коррекцию и определить недостатки во владении определенными операциями, и предложить пути решения.
КОТ выполняет мотивообразующую функцию. Побуждает индивида к использованию своих знаний, к совершенствованию своих умений.
Использование КОТ по отношению к диагностике умственного развития: 1. Школьный тест умственного развития (ШТУР)-Горбачева
Два направления по применению КОТ: разработка методик, ориентированных на систему социально-психологических мотивов.
Вопрос 27 Тесты достижений
Тесты достижений – это тесты, служащие для выявления проф. или учебных знаний и усилий, навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное задание. Используются при отборе аттестации экзамена. Тесты достижений – это группы психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня, развития навыков и знаний. Тесты достижений близки тестам способностей. Тесты достижения выявляют то, что усвоено испытуемыми.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |