Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов отдельных субтестов




Описание субтестов.

 

  1. «Логический отбор» - исследование индуктивного мышления, чутья языка, акцент на конкретно-практическое, на чувство реальности.
  2. «Определение общих черт» - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями.
  3. «Аналогии» - анализ комбинаторных способностей.
  4. «Классификация» - оценка способности выносить суждения.
  5. «Счет» - оценка уровня развития практического математического мышления.
  6. «Ряды чисел» - анализ индуктивного мышления, способности оперировать с математическими закономерностями.
  7. «Выбор фигур» - исследования пространственного воображения, комбинаторных способностей.
  8. «Кубики» - исследуется пространственное мышление.
  9. «Запоминание слов» - на способность сосредоточить внимание, и сохранить в памяти усвоенное.

 

 

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.

Субтест 3: «АН» (аналогии); способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Субтест 5: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

Субтест 6: «A3» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

Субтест 7 «ЧР» (числовые ряды), теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

Субтест 8 «ПВ» (пространственное воображение) умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление

Субтест 9 «ПО» (пространственное обобщение) умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

Обработка: за каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл. Сумма баллов по субтесту - первичная субтестовая оценка. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные. Таким образом, структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности решения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов переводится в общую оценку уровня интеллекта.

 

 

Вопрос 21

Описание теста Прогрессивные матрицы Равена

 

Предназначен для измерения фактора общего интеллекта. Авторы теста Джон Равен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году.

 

Состоит из 5 серий по 12 заданий:
— серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);
— серии B (аналогия между парами фигур матрицы);
— серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);
— серии D (перегруппировка фигур матрицы);
— серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).
В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности.
Материал задания. Каждая из 60 матриц черно–белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6–8 предложенных вариантов.
На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.


Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.
Название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из 5 серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей.

По результатам тестирования испытуемый получает несколько оценок:


а) по десятибалльной шкале (стандартная оценка в стенах), учитывающей только количество правильно решённых задач,


б) по 19-балльной, учитывающей количество и трудность решённых задач,


в) по привычной пятибалльной (школьной, но с «плюсами» и «минусами»).


И, наконец, четвёртая, качественная, оценка. Если испытуемый решил все задачи теста, но многие, в том числе и лёгкие, задачи решил неверно, его можно отнести к категории «скоростников». Если же испытуемый решил мало задач (например, около половины задач теста), но, без единой ошибки, его можно отнести к категории «точняков», или тугодумов.

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Равена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:
1-й уровень (результат более 95 %) — особо высокий интеллект
2-й уровень (результат 75-94 %) — интеллект выше среднего
3-й уровень (результат 25-74 %) — средний интеллект
4-й уровень (результат 5-24 %) — интеллект ниже среднего
5-й уровень (результат ниже 5 %) — дефект интеллекта

Вопрос 22

Описание шкал измерения интеллекта Векслера.

 

Шкалы Векслера — группа тестов интеллекта. Предназначены для измере­ния уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Первой была предложена в 1939 г. Векслер—Белльвью шкала. Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. Наибольшую известность получил мо­дифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названи­ем «Векслера интеллекта взрослых шка­ла», последняя редакция, WAIS-R, опубликована в 1981 г. WAIS предназна­чена для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Включает 11 субтестов, со­ставляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы:

 

Шкала вербальная

1. Субтест общей осведомленнос­ти. Исследует запас относительно про­стых сведений и знаний.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, по­нимание общественных норм. Испытуе­мый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации.

3. Арифметический субтест. Оце­нивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить се­рию арифметических задач.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочива­нию, абстрагированию, сравнению. Испы­туемый должен установить и охарактери­зовать общность между парой понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование опе­ративной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понима­ния и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов.

 

Шкала невербальная

7. Субтест шифровки цифр. Изуча­ет степень усвоения зрительно-двигатель­ных навыков. Задача состоит в том, что­бы написать под каждой цифрой в клеточ­ке соответствующий ей символ.

8. Субтест нахождения недостаю­щих деталей. Изучает особенности зри­тельного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные де­тали.

9. Субтест кубиков Коса. Направ­лен на изучение сенсомоторной коорди­нации, способности синтеза целого из частей.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к орга­низации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхище­нию событий.

11. Субтест составления фигур. Направ­лен на изучение сенсомоторной коорди­нации, способности синтеза целого из частей.

 

В 1949 г. была предложена шкала Векслера для детей, предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 мес. В отличие от шкалы WAIS, в тесте WISC-R имеется 12-й субтест, альтерна­тивный субтесту шифровки цифр. Этот субтест включает девять лабиринтов. Субтест «лабиринты», проведение которого требует больше времени, по усмотрению экспериментатора может быть заменен на «шифровку».

В 1963 г. была опубликована шкала Вексле­ра для дошкольников и младших школьников, предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 года. Она включает 11 субтестов, из кото­рых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные три разработаны специально для данной шкалы. Субте­сты также сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия. Состав субтестов шкалы WPPSI сле­дующий:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.