Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осн. проективные методики: ТАТ, методика Люшера




1938г. Мюрей - видел цель ТАТ в выявлении неосознаваемых (латентных) потребностей и конфликтов. Меррей, следовательно, отождествлял процесс восприятия неопред. изображений с фантазированием в его фрейдовском понимании, из чего, в частности, следовало, что содержание апперцепции находится в прямо пропорц-й завис-ти от силы доминирующей потребности.

Теория Л Г. Меррея создавалась в процессе многолетних иссл-й по апробации ТАТ и была призвана служить его теор. обоснованием. Ее ключевое положение составляет принцип “диадич. взаимод.”, согласно кот. изучение Л возможно лишь в системе отношений организм—среда. Поскольку Л не существует вне соц. окружения, Меррей полагает, что объектом психол. анализа должна стать некот. единица их взаимод. — сист.потребность — давление или “тема”.

Меррею принадлежит одна из наиб. популярных на Западе классификаций потребностей. Делятся на первичные и вторичные. Первичные или висцерогенные относятся к естественным нуждам ч-ка как живого орг-ма. Меррей уделяет наиб. внимание вторичным потребностям, хар-м ч-ка как соц. существо и вытекающим из факта общения людей. Важнейшими из них явл. потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве. Меррей различает также потребности явные и латентные. Явные свободно проявл-ся вовне, находя удовлетворение в физических актах (еда, ласка), речи (восклицания, постановка вопроса, похвала, осуждение), в сложных формах повед. (служение какому-то делу, приверженность идеям) и т. д. Их диагн. не требует никакой спец. техники, кроме наблюдения. Латентные потребности; напротив, никогда не проявляются в адаптивных поведенч. актах, а лишь в фантазии, сновидениях и играх. В восприят. латентная потребность обнаруживает себя “апперцептивно”— в искажении воспринимаемого материала, в тенденции воспринимать все “так, как хочется”.

В понимании прир. фантазии (апперцепции), а также стр-ры Л Меррей придерживается положений классического психоанализа. Он различает три “слоя” Л: внутренний (“Ид”), средний (“Эго”) и внешний (“супер-Эго”).

Согласно Меррею, диагностически значимые рассказы ТАТ явл. проекцией главным образом внутр. слоя Л. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фантазиях. Меррей, почти без изменений принимает осн. постулаты психоанализа о доминирующей роли бессознат-го и его влияния на психич. жизнь и повед. ч-ка; о компенсаторной, аутистической ф-ции фантазии (апперцепции); о стр-ре Л и многообразных формах проявл. либидозных влечений; о решающей роли переживаний раннего детства в генезе мотивов и х-ра.

Особенности обработки и область применения ТАТ.

Тест использ. для анализа в 3 – х осн. аспектов самоотношения: 1. анализ неосознанных компонентов самоотнош., кот. предполог. внутриличностную защиту недопускающей это самоотнош. к сознанию. 2. то самоотношение кот. вызывает трудности одекватной вербализации. 3 иссл. нежелательной самооцен., кот. противореч. соц. приемлемым образцам Л, фиксир. преобладающий тип акцентуации.

Стимульный материал теста - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на кот. обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, - это 3я редакция методики. (1943). В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений.

В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Обычно обследование проводится в 2 этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день; Общие М и Ж картинки, необходимо составить по ним рассказ.

Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускается самостоят. запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмеч-ся время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, осн. задача кот. — получение доп. данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок ошибок восприятия и т. д.

Анализ рассказов строится следующим образом:

1) нахождение «героя», с кот. обследуемый идентифицирует себя.

2) определение важнейших характеристик «героя» - его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». Также выявляются «давления» среды, т. е силы, воздействующие на «героя» извне.

3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует «тему» (отсюда - Тематической апперцепции тест), или динамическую структуру взаимодействия Л и среды.

По Г. Мюррею, содержание «тем» составляет:

а) то, что обследуемый реально совершает;

б) то, к чему он стремится;

в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

г) то, что он испытывает в настоящий момент;

д) то, каким ему представляется будущее.

В итоге иссл-ль получает сведения об осн. стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаимод. с др. людьми, и способах их разрешения, др. информацию.

Тема 4. ПД общего интел. уровня




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.