Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание и самоотношение




Основные методики диагн. самосозн: стандартизированные самоотчеты, шкала самоуважения Розенберга

Методики: стандартизированные(самоотчеты в форме описания, самооп.- опросник ТЕНЕСИ (предн. для подр.12 лет и взросл. Сод 90 пункт. на анализ «я конц.»; Шкала детск. «я концепц.» Пирса-Харриса(80 утвержд. касаемых своего я, тех или иных ситуац. И обстоят-в связ.с самоотнош. Пред.для детей 8-16л.)), вольные самооп., нестандартизиров. самоотч.

Самосознание – осознание ч-ком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Классы методик:

1. стандартизированный самоотчёт в форме описания и самоописания (списки дискриптов, тест-опросники и школьные техники).

2. самоописание с последующей контент-аналитической обработкой.

3. идеографические методики. 2 типа репертуарных матриц:

-проективные техники

-подклассы рефрактивных техник.

стандартизированные самоотчёты. Состоят из более менее развёрнутых утверждений, касающихся отношения обследуемого к самому себе, к разл событиям его жизни, поведенческим проявлением, взаимоотн с др людьми.

1. Шкала Я-концепции Тенесси. (1965). Предназн для подростков с 12 лет и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Испольуется 5-ти уровневая шкала ответов от полностью согласен до абсолютно не согласен.

2. Шкала детской Я-концепции Пирса-Хариса. 80 утвержд, кот касаются своего Я. Предназн 8-16 лет. Анализ Я-конц позвол выдел 2 осн аспекта: знания о себе и самоотношения. Пункты оспросника осн на детских утверждениях по поводу того что нравится и не нравится в себе. Разновидность самоотчётов – контрольные списки (сжатость пунктов «контрольный список приагательных П.Тоха).

Нестандартизированные самоотчёты. Сочинения, письма, истории, где не специально себя описывают (пример: Кто я такой?).

идеографические методики. Осн на использ психосемантических закономерностей анализа инд-х матриц, при кот. постр самоописания и его содержательных особенностей. Результаты обследования соотносятся не с нормой, а сравниваются с другими характеристиками того же субьекта.

Тема 1. ПД черт

Подавляющее більш-во ПД методов, примен-х на практике, использ по отнош. к ч-ку язык описания, аналогично принятому в естесств науках. Ч-к как объект, в естесств. науках предстает в этом языке в виде описания, представленного набором параметров, кот еще с нач. 20 в. принято называть профилем. Понятие «Профиль Л» ввел Росалимо в 1910 г.. В своей книге «Психол. профили» он обосновал классификацию существующих графических изображений.

В разных ситуац. проявл-ся разл. требования к индивиду и в связм с этим актуализируются разл Л. черты. Н-р, ситуация, требующая особой тщательности и внимания провоцирует проявление такой черты как внимательность/невнимательность

Центральным и наиб. универсальным понятием диф. пси явл. понятие псих. св-во, частым случаем псих. св-в стабильных во времени явл черты Л

В тех случаях, когда от ур. опред. черты завис достиж. индивидом опред. нормативно-заданного результ., то мы говорим о способностях Л., когда ур. черты не влияет на достиж. результ, а предопределяет только способ его достиж – говорим о стилевой черте, совокупность кот. определяет индивид-й стиль повед и д-ти Л.

В мах широком спектре ситуаций психол. стремятся измерить универсальные или базовые черты. Эти черты относ. к наиб. общим, структурно-динамич-м хар-кам стиля д-ти и опис-ся функциональным понятием св-ва темперамента. К более узким классам ситуац. относ-ся черты, предопред-е соц. и предметно-проф-й средой развит Л. На ур. конкр. ситуац. повед. ч-ка в значит. мере завис. не только от его конституции и соц-нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности, обусловленной самооценкой

Черта – описательная переменная, фиксирующая стратегию и тактику повед. чел-ка, склад-ся под действием системы конституционального, соц-нормативного и личностного уровня регуляции

Классификация черт

Традиц-но выдел 3 группы черт:

1. Конституциональные черты –обусл. св-вом орг-ма и задают огранич-я для мах широких классов ситуаций. Данная группа черт основана на иссл-х психофизиол. и нейрофизиол. Л., т.е. вы выходим на констатацию типа н.с.

Для диагностики использ-ся:

· Тест-опросник Айзенка, кот был разраб. на основе учения Павлова и Юнга. Айзенк предлож. в качестве базисных черт 2 параметра – экстраверсия/интроверсия и нейротизм/эмоц. стабильность. (EPI -1963 г.): - Сост. из 48 вопр.в, предназнач-х для диагн. экстра - интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составл-х «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны 2 эквивалент-формы опросника - А и В, что позволяет, на-р, проводить повторное исследование. (EPQ 1969 г.) Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник», кот. предназначен для диагн. нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи». Опросник сост. из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстра-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по «шкале лжи» - 21). НО обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса.

· Тест-опросник Стреляу – основан на дифференц-й психодиагн-й концепции Павлова-Теплова и ориентирован на иссл-е 3х основных характеристик типа нервной д-ти: уровня процессов возбуждения, ур-ня проц. тормож-я, особ-тей переключаемости н.с. Тест содержит 3 шкалы, кот. реализованы в виде перечня из 134 вопр. (да, нет, затрудняюсь ответить). Высок. балл по 1-й шкале указыв-т на сильную НС, на силу проц-са возбуждения, на выраж-ю р-цию на внешн. раздраж., на способность осущ-ть эффект. д-ть в ситуац. требующих энергичных действий. Низкий балл по данной шк. указ. на слабость возбужд-я и быстрое достиж-е запред-го тормож-я. Высокий балл по 2-й шк. - отраж-т силу НС по отнош-ю к проц-м тормож-я, т.е. быстрое и прочное установление тормозных усл. рефл. способны к отказу адаптив-ти в условиях запрета. Высокий б. по 3-й шк. – отраж-т способ-ть НС к быстрой переделки знаков раздраж-й – это способ-ть к быстрой перестройке при столкновении с new ситуацией. Низк. б. – указ-т на высокую инертность НС приучивания знаков раздраж-я

2. Индивидуальные –обусл. опытом жизнедеят-ти в опредю соц-нормативных ситуациях. Выбор предполагаемых систем шкал может определ-ся на основе к-л. теории (теор. акцентуаций Леонгарда, методика Личко - ПДО), а может быть выбрана и эмперич-ки (16-факторный опросник Кеттелла)

Для иссп-ся исп-ся методики:

· 16-факторный опросник Кеттелла – направл на диагн. характера; предназначен для измер. выраж-ти16-ти личностных черт, предлож-х Кеттеллом в кач-ве модели стр-ры Л.Опросник содержит 187 пунктов, сгруппир-х в 16 шкал Происх. расчет 4-х генеральн.aакторов: тревожность,интроверс.- экстровер., чувствительность, комформность.

· Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), автор: Личко. Разраб для иссл-я типа акцентуации характера и типов психопатий в подростковом возрасте(14-18 лет) а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей(психологич. склонности к алкогализации, делинквентности и др.). Наиб эффективность применения ПДО– в клинике, может быть использована психиатрами, мед психологами, врачами др. специальностей и педагогами получившими спец-ю подготовку по мед псих. Методика предложена в виде табл.(25), в каждой табл. От 1до 19 предложенных ответов, исследование проводится в 2 этапа: на 1-м этапе испытуемрму предлогается выбрать наиболее подходящие для него утверждение в каждой табл. А на 2-м этапе выбрать наиболее отвергаемые варианты ответов. Для работы практич-х психологов была модифицирована. Суть модификации закл.:1-более простая процедура проведеиня,т.е испытуемый работает с опросником, где он должен дать 2 варианта ответа(да, нет), 2- проста в обработке [МПДО - Подмазин].

· Опросник Шмишека. Личностный опросник. Предназначен для диагн. типа акцентуации Л, явл. реализацией типол-го подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Тест сост. из 88 вопросов, на кот. требуется ответ «да» или «нет». Разработан также сокращенный вар-т опросника.

3. Личностные – обусл. внутр. работой Л. по анализу и проектир-ю своего поведения. Для этой гр. подход. только индивид-но - ориентир-е экспер. методы. Испытуемые различ-ся по тому, какую именно систему собственных субъективных параметров они использ. для оценки своего повед.

Использ-е методики:

· Репертуарные решетки Келли

· Методика ценностных ориентаций Рокича

Для иссл-я всех 3х гр. черт исп-ся индивид-но-психол. jпросник, автор: Собчак




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.