Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы и потребности




Источником побудительной силы М. выступают потребности (А. Н. Леонтьев).Связь м/д потребностями и мотивами выраж-ся в 2х аспектах: 1 – потребность ч-ка – это испытываемая нужда, а мотив – это побуждение в сязи с этой нуждой; 2 – потребности реализ-ся в повед при последствии мотивов

Потребность – исходная форма активности живых существ, требующая осущ-я кач-но опред-х форм д-ти, необход-х для сохранения и развития индивида и роа. Это динамич. образование, организ-е и направл-е познават-е процессы, вообр и повед.

П. – первичные (биол) и вторичные (соц.) Тут же – пирамида Маслоу

Методы ПД мотивац. сферы Л:

прямые ( личностные опросники, аффелятивной тенденции и диагн. потребн-тей ) =>диагн. мотивац шк.обуч (вопр. конкр., ответ-тож)

проективные (ТАТ, методика неоконч. предлож)

1. оптимум мотивации. Когнитивный диссонанс.

2. наблюдение.

3. естеств экспер-т

4. беседа

5. самоотчёт

6. массовые исслед-я

7. тесты, опросники. Проективные методы (Мак-Клеланда на базе ТАТ).

Направления в исследовании мотивации:

1. стандартизированные тесты.

-Опросник Басс-Дарки.

-тест юмористич фраз

-мотивационный профиль Л (тест осн на стат данных)

2. индивидуальные диагностические процедуры. Проективные и диалоговые методики:

-тест фрустрации Розенцвейга

-пиктографическая мнемотехническая методика

-тест Сонди

-проективная техника измерения мотива достижения.

Область использ-я ПД мотивации: профотбор, профориентация, отбор при приее на работу

Тема 7. ПД межличностных отнош.

Межличн. Отнош. проявл-ся в большом разнообр, кот. сущ-но отлич-ся др. от др. и в кот. действуют разл психол. детерминанты => Примен конкр. методик имеет свои границы, игнор кот. привод к девалидизации. От задач, кот. мы решаем в проц. иссл. будут завис. требованя к ПД методикам, кот использ-ся.

Классификация методик ПД межличностных отнош:

на основе объекта – диагн. отнош. м/д гр, внутригр. процессов, диагн. диадных отнош;

на основе заданий иссл-я -иссл. групповой сплоченности, групп. совместимости;

на основе стр-ных особенностей методик -опросник, проективных методик, социометрия,

на основе начальной точки отсчета диагн. межличностных отнош. – методики субъект-го предпочтения, личностные хар-ки уч-ков процесса общ., иссл. субъект-х отражений межличностных отнош.

Методики:

1. Ориентир-я анкета Басса – направл. на оценку направл-ти Л по 3м базисным поведенческим шкалам – направл-ть на себя, на дело, на общение

2. Тест Томаса – иссл. форм повед. в ситуац. конфликта. Стили соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления, копромиса

3.. Лири

Методика создана Лири в 1954г. Направл на изуч. интеперсонального повед. Л, преобладающий тип отнош. к людям, самооц и взаимооц, наруш. Отнош в гр.,Результаты методики могут исп-ся для психокоррекции. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из кот. в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоч-х по восходящей интенсивности. При обработке подсчит-ся кол-во отнош каждого типа. Получен. балы переносятся на дискограмму. По спец формулам определ показатели по 2м основным факторам: доминирование и дружелюбие. Качеств-й анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

При иссл. межличн. отнош. наиб. часто выдел-ся 2 фактора: доминир-е – подчинение, дружилюбие – агрессивность. Для представления осн. соц. ориентаций Т. Лири разработал усл. схему в виде круга, раздел-ю на секторы. В свою очередь эти секторы разделены на 8. Т.о. диаграмма 16 личностных свойств, попарно объединенных в 8 основных секторов (октанты) и определенным образом ориентированных относительно двух главных осей («Доминирование—Подчинение», «Дружелюбие—Агрессивность»), стала основой системы межличностной ПД Лири. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о Л данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на кот. оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.Схема Лири осн. на предполож., что чем ближе результ. испытуемого к центру окруж-ти, тем сильнее взаимосвязь этих 2х переменных. Сумма баллов кажд. ориентации перевод-ся в индекс, где доминируют вертик. и горизонт. оси. Октанты хар-т следующие психол. тенденции: стремление к лидерству—властность—деспотизм; уверенность в себе—самоуверенность—самовлюбленность; требовательность—непримиримость—жестокость; скептицизм — упрямство — негативизм; уступчивость — кротость — пассивную подчиняемость; доверчивость—послушность—зависимость; добросердечие—несамостоятельность—чрезмерный конформизм; отзывчивость—бескорыстие—жертвенность.

4. Социометрия – метод. диагн. межличностных отнош. неформального типа в малой гр. (семье, раб, уч.кол-ве), таких как симпатия – антипатия, привлекательности – предпочтительность, принятие ч-ка в кол-ве и гр. В простейшей модификации методики каждому обследуемому гр. предлагается, отвечая на спец. вопросы, осущ. выбор наиб. предпочитаемых членов гр. для различных сфер совместной деятельности. На основе совокупности ответов всех членов группы иссл-ль оценивает соц. статус кажд. члена группы, стр-ру межличностных отнош., сплоченность группы и др. показатели. Результаты социометрии могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).

Создание и развитие социометрич. методики - Дж. Морено. Еще в 30-е гг. он создал социометрию как удобную в практике методику для изуч. эмоц. связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии - антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционир-я самой малой гр., так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развит.отдельного ч-ка в данной грпе. Но часто слишком шир. толкуются возможн-ти социометрии. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информ. в гр., отношение к руководителю и др. Но социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров! И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психол. влияния (чем и явл. по своей сути лидерство). Социометрия создана для изуч. стр-ры эмоц. межличностных предпочтений.

Социометрический тест позволяет анализир.ь особенности социометрич. (эмоц-й) стр-ры малой соц. гр. Каждый ч-к в группе имеет эмоц. статус. Если определять его качественно, то статус - это позиция ч-ка в данной гр. Через особ-ти этой позиции ч-к в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положит-х (1й вопрос) и отрицат-х (2й вопрос) выборов, кот. сделаны в отнош. данного ч-ка всеми членами его группы. Стр-ся социометрич. Стр-ра, изучение, формирование и коррекция кот. - 1 из главных задач психолога. Особенно важно психологу знать о 4х параметрах социометрич. стр-ры группы.

1. Система социометрич. статусов членов группы.

2. Взаимность социометрич.выборов.

3. Система отвержений в гр.

4. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотнош.

Прежде всего социометрию целесообр. проводить в гр. с четко обозначенными границами. При формулировании критерия выбора очень важно опираться на 2 принципа. 1ый: критерий должен быть связан с особо значимыми и хар-ми для гр. ситуациями общения. 2ой: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоц. окрашенный, важный для гр. момент отношений – вынужд-й переход кого-то из ее членов в др. гр., вынужденное измен. самой гр. и др.

Процедура проведения - проста. 2 осн. компонента: инструкция и содержат-е вопросы. Чаще всего устн. инструкц и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в спец. бланках (где - ФИО, № вопр., под кажд. вопросом - цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги.

Мотивац-я часть важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, ихжелание отвечать. Снизить общую эффективность ситуации не только возможно, но и необходимо. С этой т.з. важны следующие моменты:

· контакт с гр. Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный;

· мягкое формулир. целей тестирования. Можно разъяснить, психол. важно знать о том, насколько группа дружна и сплочена, что на основе этих результатов будет строиться работа с группой в целом, и т.д.

3й этап. Построение социометрич. матрицы.

4й. Построение социограммы. Социограмма – схематическое изобр. р-ции испытуемых др. на др. при ответах на социометрич. критерии. Социограмма позволяет произвести сравнит-й анализ стр-ры взаимоотнош. в гр. в пространстве на некот. плоскости (щите) с помощью спец. знаков.

5. Анализ социограммы. Анализ начин-ся с отыскания центральных, наиб. влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Тема 8. ПД индивидуального сознания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.