Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективныйнестандартизированный подход




В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

Значение оценки данных в клинике. Классификация подходов

Цель психодиагностического исследования в клинике состоит в получении данных, на основе которых можно было бы принять обоснованные диагностические решения. По сути именно результаты правильно организованного и проведенного психодиагностического исследования являются обоснованием правильности принимаемых на основе этих данных решений. Для того чтобы получаемая диагностическая информация носила обоснованный (доказательный) характер, психодиагностическое исследование в клинике должно удовлетворять следующим требованиям:

· эффективная организация;

· использование эффективных в диагностическом плане методик;

· соответствующая подготовка специалиста;

· адекватные способы оценки диагностических данных.

В данном разделе мы рассмотрим подходыкоценке добываемых в клинике психодиагностических данных.В клинической психодиагностике применяются три подхода к оценке полученных результатов:

· субъективный нестандартизированный;

· психометрически стандартизированный;

· прогностически-вероятностный.

Рассмотрим сущность каждого из этих подходов.

Данный подход подразумевает субъективную оценку диагностической информации на основе профессиональной компетентности, практического опыта и клинической интуиции.

В субъективном подходе не используется шкалирование и отсутствует объективная сравнительная оценка результатов исследования. Полученныеданныеоцениваются с индивидуально-качественнойточки зрения. В каждом конкретном исследовании такого плана получаемая диагностическая информация касается неповторимых индивидуальных клинических и психологических особенностей испытуемого. Вследствие этого представление подобных данных в цифровой форме не имеет смысла, поскольку такую цифровую информацию невозможно подвергнуть сравнительной оценке. В связи с нестандартизированным характером исследования в данных подходах отсутствуют ясные критерии оценки результатов, которые бы удовлетворяли требованиям доказательной и психометрической диагностики.

Первостепенная роль в оценке полученных данных отводится опыту и навыкам специалиста, проводящего исследование. Обоснованность диагностических решений, принимаемых на основе вербальных качественных описаний, сомнительна и недоказуема. Отметим, что на промежуточных этапах исследования могут использоваться цифровые оценки, которые затем субъективным образом переводятся в вербальные описания не на основе психометрических или доказательных критериев, а на основе профессиональной компетентности и опытаклинициста.

Применительно к определенным методологическим группам субъективный подход к оценке данных обнаруживается при использовании следующих психодиагностических методов и методик:

· клинико-психологические нетестовые методы (наблюдение, беседа, анамнестический метод и т.п.);

· патопсихологическое исследование на основе подхода Б.В. Зейгарник;

· проективные методики;

· психосемантические методики.

В повседневной клинической практике субъективная оценка данных занимает первое место по частоте встречаемости и проявляет себя в основном в двух сферах диагностической деятельности:

· психотерапевтическое исследование;

· повседневная клиническая и психологическая диагностика.

Рассмотрим подробнее эти варианты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.