Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В планировании психотерапии




Психодиагностические конструкты

Применение психосемантических методов в психотерапии

Применение опросников в психотерапии

Помимо проективных методов в психотерапии также широко применяются специализированные и многошкальные опросники. Как правило, психотерапевтами выбираются методики, позволяющие получить информацию, которая имеет отношение к целям вмешательства и проясняет следующие аспекты:

· скрытые комплексы и конфликты пациента,

· психологические ресурсы,

· особенности межличностных отношений,

· механизмы психологической защиты,

· копинг-стратегии;

· общий уровень функционирования.

Примером методики, которая полностью соответствует терапевтически ориентированной теории личности и разработанной на ее основе концепции психотерапии, может являться Я-структурный тест Аммона. Среди других опросников в психотерапии активно применяются:

· MMPI и его адаптированные версии,

· 16-факторный личностный опросник Кэттела,

· Гиссенский личностный тест,

· опросник интерперсональных отношений Т. Лири,

· опросники диагностики внутриличностных конфликтов,

· опросники оценки особенностей самоотношения,

· опросник «Индекс жизненного стиля»,

· опросники оценки копинг-поведения.

 

Третью группу психодиагностических методик, которые имеют выраженную терапевтическую ориентацию, составляют психосемантические методы. Они направлены на выявление сугубо индивидуальных личностных особенностей посредством исследования индивидуальной системы значений пациента. Такие методики, как личностный дифференциал, семантический дифференциал времени, техника репертуарных решеток могут не только являться инструментами получения диагностической информации, но и формировать структурное поле для развертывания психотерапевтического процесса.

Планирование психотерапевтического вмешательства представляет собой сложный процесс, учитывающий большое количество факторов. Эффективность планирования напрямую зависит от объема психодиагностической информации о пациенте, которая находится в распоряжении психотерапевта или другого специалиста, планирующего вмешательства. Главное требование, которому должна соответствовать психодиагностическая информация, использующаяся в психотерапевтическом планировании, состоит в том, что она должна полностью соответствовать специфическому контексту психотерапевтического вмешательства. Применительно к этим задачам в клинической психодиагностике выделены психодиагностические конструкты, которые оцениваются в процессе планирования психотерапии. Всего установлено 7 психотерапевтических конструктов, которые требуют психодиагностической оценки:

· степень функциональных нарушений;

· уровень социальной поддержки;

· степень сложности и хронизации проблемы;

· копинг-потенциал;

· склонность к сопротивлению;

· наличие субъективного дистресса;

· проблемно-решающая фаза терапевтических изменений.

Первые 6 конструктов относятся к классификации Бютлера (2000 г.), последний конструкт добавлен из классификации терапевтических изменений по Прохазка (1992 г.). Каждый из перечисленных конструктов содержит элементы, доступные психодиагностическому исследованию.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аммон, Г. Динамическая психиатрия/ Г. Аммон - Спб., 1995. - 567 с.

2. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина – Спб.: Питер, 2001. – 688 с.

3. Ассанович, М.А. Основы клинической психодиагностики: Учебное пособие/ М.А. Ассанович – Гродно, 2004. – 148 с.

4. Ассанович, М.А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха/ М.А. Ассанович – М.:Когито, 2011.- 397с.

5. Березин, Ф.Б.. Мирошников, М.П., Соколова, Е.Д. Методика многосто-­
роннего исследования личности/ Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова - М., 1994. - 245 с.

6. Блейхер, В.М., Крук, И.В., Боков, С.Н. Практическая патопсихология/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков - Рн/Д, 1996-457 с.

7. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика/ А.А. Бодалев, В.В. Столин - М.: Медицина,1987.-218 с.

8. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию/ Л.Ф. Бурлачук - Киев, 1993. – 97с.

9. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической
диагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Спб., 1999. - 543 с.

10. Вассерман, Л.И., Щелкова, О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова - СПб.: Академия, 2003 – 634 с.

11. Гуревич, К.М., Акимова, М.К., Берулава, Г.А. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Г.А. Берулава - Бийск, 1993. - 343 с.

12. Кабанов, М.М., Личко, А.Е., Смирнов, В.М. Методы психологической диаг­ностики и коррекции в клинике/ М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов - Ленинград, 1983. - 234 с.

13. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов/ П. Клайн - Киев, 1993.-156 с.

14. Клиническая психология/Под ред. М. Перре, У. Бауманна - Спб.: Пи­тер, 2002.-1312 с.

15. Леонтьев, Д. Тематический апперцептивный тест/ Д. Леонтьев - Москва, 1998.-234 с.

16. Лукин, С.Е., Суворов, А.В. Тест Рисуночной Ассоциации С. Розенцвейга/ С.Е. Лукин, А.В. Суворов - Санкт-Петербург, 1993. - 56 с.

17. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/ Л.Н. Собчик-Москва, 1998, - 510с.

18. Флетчер, Р, Флетчер, С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины/ Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер - Пер. с англ. – М.: Медиасфера, 1998. - 352 с.

19. Червинская, К.Р..Компьютерная психодиагностика/ К.Р. Червинская - Спб.: Речь, 2003. -336с.

20. Червинская, К.Р., Щелкова, О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний/ К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова - Спб.:Ювента, 2002. - 624 с.

21. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие/ А.Г. Шмелев- М.; Ростов н/Д, 1996. - 567 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.