КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительная характеристика групп проективных методик
Сравнительная характеристика групп психодиагностических опросников. Тесты общих и специальных способностей, тесты достижений, исполнительские тесты Субъективный - диагностика на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе Опросники личностные, состояний и настроений, мнений и убеждений, установок (аттитюдов) и др. Проективный - диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, слабоструктурированным стимульным материалом
Варианты классификации ПДМ • По пропускной способности: индивидуальные – групповые • По физическим свойствам тестовых материалов: манипуляционные, печатные (бумажно-карандашные), инструментальные (аппаратурные, компьютерные) • По контенту: вербальные – невербальные • По социальной функции: профессиональные, обучающие, популярные • По доступности: коммерческие – бесплатные • По целевому назначению: диагностические, скрининговые • По области применения: универсальные, специализированные («критериально сфокусированные») • По степени влияния качества выполнения теста на ход тестовой процедуры: неадаптивные (жесткие – рандомизированные), адаптивные 15. Определение теста. Классификация тестов по форме и содержанию. Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Автор термина «интеллектуальный тест» - американский психолог, ученик В. Вундта Джеймс Кэттелл, 1890 г. Классификации тестов по форме: ♦ индивидуальные и групповые; ♦ устные и письменные; ♦ бланковые; ♦ предметные; ♦ аппаратурные и компьютерные; ♦ вербальные и невербальные (практические). Классификация тестов по содержанию: ♦ тесты интеллекта; ♦ тесты способностей; ♦ тесты личности; ♦ тесты достижений. Опросники - группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Группы психодиагностических опросников: ♦ опросники черт личности; ♦ опросники типологические; ♦ опросники мотивов; ♦ опросники интересов; ♦ опросники ценностей; ♦ опросники установок; ♦ опросники – анкеты
Проективные техники - основаны на том, что неструктурированный материал, выступа-ющий в качестве стимула, порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются характеристики испытуемого Проективная техника — группа личностных психодиагностических методик, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Группы проективных методик: ♦ Конститутивные методики — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла – тест Роршаха. ♦ Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого – тест мира из 232 моделей предметов, методика «Песочный ящик». ♦ Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуации – тематический апперцептивный тест (ТАТ). ♦ Катартические методики (катарсис — состояние наивысшего духовного переживания) — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях - психодрама. ♦ Экспрессивные методики (экспрессия — выражение) - рисование на свободную или заданную тему – рисунок неизвестного животного. ♦ Импрессивные методики (импрессия — впечатление) - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим – цветовой тест Люшера. ♦ Аддитивные методики (add — добавлять) — завершение приложения, рассказа, истории – методика незаконченных предложений.
18. Содержание понятия «деффиренциальная психология».Показатели дифферинциальной психометрики(реперезинтативность,надежность,валидность психодиагностических методик). Дифференциальная психометрия (психометрика) - измеряет индивидуальные различиями между людьми в качественном и количественном составе психических свойств [способности, отдельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, пповеденческие черты, установки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (психической защиты) и т.п.] Репрезентативность способность выборки стандартизации быть представительной, т.е. адекватно отражать характеристики обследуемого контингента испытуемых. Это проявляется: - в воспроизведении формы распределения тестовых показателей и их дескриптивных статистик (т.е. нормы, рассчитанные по эмпирической выборке, совпадают с таковыми выборки стандартизации) - воспроизведении показателей надежности, конвергентной и дивергентной валидности, факторной структуры показателей. Надежность - устойчивость или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым. Надежность теста показывает, в какой степени различия в тестовых показателях могут быть отнесены на счет «истинных» различий в изучаемых свойствах, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Надежность методики зависит: 1) от стабильности диагностируемого свойства; 2) совершенства диагностических методик; 3) постоянства ситуации обследования (разное время дня, освещенность, шумы и т.д.); 4) различий в манере поведения экспериментатора; 5) колебаний состояния испытуемого; 6) для экспертных методик – от субъективности в оценке и интерпретации результатов. Валидность. Тест считается валидным, если он измеряет то, для измерения чего он предназначен. Валидность - действенность методики, ее эффективность, практическая полезность. Основные способы доказательства валидности делятся на эмпирические и концептуальные: - конкурентная В. (сопоставление с доступными критериями); - прогностическая (предиктивная) В. - корреляция с будущим критериальным поведением; - содержательная В. (обычно - экспертным путем); - конструктная В. (сумма всех подходов, поиск ответа на вопросы: существует ли данное свойство; надежно ли данный тест измеряет индивидуальные различия по этому свойству.) - очевидная валидность (В. для испытуемого, заказчика и т.п.) -
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |