Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных




ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................157

Глава 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии...........................157

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161

Проблема сознания..............................................................................................................................161

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161

Из произведений А.Р. Лурия..................................................................................................................162

Глава 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга......................164

Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими

преимущественное отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных

состояний.....................................................................................................................................165

Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В.

Л. Деглину и H. H. Николаенко, 1975).......................................................................................168

Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных....................................................170

Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных.......................170

Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из

изображенных на картинке:.......................................................................................................171

Глава 19. Нейропсихологический подход к изучению нарушений сознания при локальных поражениях

мозга.....................................................................................................................................................................172

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................180

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................181

Раздел IV. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ

ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................181

Глава 20. Синдромный анализ нарушений высших психических функций..................................................181

Проблема факторов в нейропсихологии............................................................................................................................181

Первое положение:..............................................................................................................................181

Второе положение:..............................................................................................................................182

Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................183

Глава 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.............188

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий

головного мозга...................................................................................................................................190

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий

головного мозга...................................................................................................................................194

Глава 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга..............198

Первый тип — синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга...................199

Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):.........................................................................204

Послесловие.........................................................................................................................................................206

Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических

функций и эмоционально-личностной сферы1..................................................................214

Вступительные замечания..................................................................................................................................214

Схема нейропсихологического исследования..................................................................................................214

I. Краткое изложение данных истории болезни................................................................................................................214

II. Общая характеристика больного....................................................................................................................................215

Таблица (продолжение)..............................................................................................................216

III. Оценка латеральной организации функций1................................................................................................................216

Субъективная оценка ведущей руки....................................................................................................................................................... 216

IV. Исследование внимания................................................................................................................................................217

V. Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.........................................................................218

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии,

зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...............218

VI. Исследование соматосенсорного гнозиса....................................................................................................................219

Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности,

неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)............................................................219

VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций..........................................................................220

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)............220

VIII. Исследование движений.............................................................................................................................................221

Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...............................221

Таблица (продолжение)..........................................................................................................222

IX. Исследование речи.........................................................................................................................................................223

Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.).......................................223

Таблица (продолжение)..........................................................................................................224

X. Исследование письма......................................................................................................................................................225

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...................................225

XI. Исследование чтения.....................................................................................................................................................225

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)..225

Таблица (продолжение)..............................................................................................................225

XII. Исследование памяти...................................................................................................................................................226

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю

нити повествования и др.)..........................................................................................................226

Таблица (продолжение)..............................................................................................................228

Цветные иллюстрации...........................................................................................................229

Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon................................................229

Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института

мозга РАМН:...............................................................................................................................230

Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):................................................................231

Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария

(полусхематично):.......................................................................................................................232

Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении

кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности..............................233

Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и

внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга..............233

Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:..234

Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:............................................................235

Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)..................................235

Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,....236

Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,......................................................236

Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.................................237

Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.........................................237

XIII. Исследование системы счета......................................................................................................................................238

Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций

в уме и др.)...................................................................................................................................238

Таблица (продолжение)..............................................................................................................239

XIV. Исследование интеллектуальных процессов............................................................................................................240

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов,

головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.).....................................................240

Таблица (продолжение)..............................................................................................................241

Таблица (продолжение)..............................................................................................................243

XV. Исследование эмоционально-личностной сферы......................................................................................................243

1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы................................ 243

2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы......................................................................... 243

3. Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной тревожности...................................................................................... 244

4. Шкала сниженного настроения Зунга................................................................................................................................................. 244

5. Цветовой тест Аюшера......................................................................................................................................................................... 244

6. Опросник для оценки эмоциональности............................................................................................................................................. 244

7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин....................................................................................................................... 245

8. Восприятие эмоционального тона рассказов..................................................................................................................................... 245

9. Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др............................................................................................................................. 245

XVI. Схема нейропсихологического заключения.............................................................................................................245

Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике

Спилбергера—Ханина)1.........................................................................................................246

Таблица (продолжение)..............................................................................................................246

Приложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике

Спилбергера—Ханина)..........................................................................................................247

Таблица (продолжение)..............................................................................................................247

Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга)1

.....................................................................................................................................................248

Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как черты личности (по

методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович)1.......................................................249

Литература................................................................................................................................250

 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Иллюстрации и таблицы

Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга:...................................................................36

Рис. 5. Варианты расположения цитоархитектонических полей на поверхности мозга человека....................39

Рис. 6. Ассоциативные (корково-корковые) связи (по С. Б. Дзугаевой)..............................................................40

Рис. 8. Вертикальная организация основных анализаторных систем:..................................................................41

Рис. 9. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А. Р.Лурия, 1970):...................42

Рис. 10. Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры.........................................................45

Рис. 11. Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре

головного мозга (по У. Пенфилду):..........................................................................................................................46

Рис. 12. Анатомическая асимметрия коры мозга человека:..................................................................................49

Рис. 14. Межполушарные связи:..............................................................................................................................51

Рис. 15. Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо:.....................................................................................56

Рис. 16. Компьютерный томограф:..........................................................................................................................61

Рис. 22. Копирование рисунков больным с предметной зрительной агнозией...................................................82

Рис. 23. Рисунки больных о оптико-пространственной агнозией:........................................................................83

Рис. 24. Копирование рисунков больным с поражением задних отделов правого полушария, имеющим

одностороннюю оптико-пространственную агнозию............................................................................................84

Рис. 25. Движения глаз при нарушениях зрительного восприятия:.....................................................................86

Рис. 26. Схема строения кожно-кинестетического анализатора...........................................................................90

Рис. 27. Показатели выполнения пробы на узнавание фигур на ощупь (проба Сегена) с закрытыми глазами

больными с поражением теменных отделов мозга:...............................................................................................92

Рис. 28. Схема строения слухового анализатора....................................................................................................93

Рис. 29. Пороги восприятия коротких звуков левым и правым, ушами:..............................................................97

Рис. 30. Нарушение неречевого слуха у больных после односторонней электрошоковой терапии..................98

Рис. 31. Строение пирамидной и экстрапирамидной систем:.............................................................................102

Рис. 33. Стриопаллидум и его эфферентные связи, базальный аспект...............................................................104

Рис. 34. Организация моторных функций на спинальном уровне:.....................................................................105

Рис. 35. Различные системы афферентаций чувствительных (кинестетических) и двигательных

(кинетических) отделов коры (по Д. Пейпецу).....................................................................................................105

Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов головного мозга....................108

Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламо-кортикальными

проекциями..............................................................................................................................................................111

Рис. 38. Карта последовательного созревания различных отделов коры и миелинизации связанных с ними

путей:........................................................................................................................................................................112

Рис. 39. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями:...................118

Рис. 40. Расположение очагов поражения в левом полушарии мозга при различных формах........................120

Рис. 41. Локализация ранений левого полушария головного мозга, при которой возникает оптическая

вербальная алексия (по А. Р.Лурия, 1947).............................................................................................................122

Рис. 42. Письмо под диктовку больного с афферентной моторной афазией:....................................................123

Рис. 43. Нарушение операций, связанных с симультанным и сукцессивным синтезом при поражении

различных областей мозга:.....................................................................................................................................128

Рис. 44. «Кривые заучивания» ряда из 10 слов у больных с опухолями верхних отделов ствола мозга с

выраженным корсаковским синдромом:...............................................................................................................133

Рис. 45. Модально-специфические нарушения памяти у больных с поражениями разных отделов мозга:...135

Рис. 46. «Кривые заучивания» серии из 10 слов у больных с грубым «лобным синдромом»:........................138

Рис. 47. Количество правильно воспроизведенных слов, предъявлявшихся по методу дихотического

прослушивания на правое ухо (пунктирная линия).............................................................................................142

Рис. 48. Воспроизведение слов, предъявленных одновременно на левое и правое ухо...................................143

Рис. 49. Изменение амплитудных значений различных частот спектра ЭЭГ во время действия

индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей..................................................................................145

Рис. 50. Примеры изменений спектра ЭЭГ во время действия первых пяти индифферентных и сигнальных

звуковых раздражителей.........................................................................................................................................146

Рис. 51. Значения индекса локальной пространственной синхронизации (ПС):...............................................147

Рис. 52. Примеры заданий на мысленное манипулирование объемными объектами:......................................154

Рис. 53. Зоны семантической матрицы понятия «дерево»...................................................................................156

Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими преимущественное

отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных состояний..............................................165

Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В. Л. Деглину и H. H.

Николаенко, 1975)....................................................................................................................................................168

Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных................................................................................170

Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных....................................................170

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на

картинке:..................................................................................................................................................................171

Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):......................................................................................................204

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................216

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные

галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...........................................................................................218

Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные

ощущения, нарушения схемы тела и др.)..............................................................................................................219

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.).........................................220

Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...........................................................221

Таблица (продолжение).......................................................................................................................................222

Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.)...................................................................223

Таблица (продолжение).......................................................................................................................................224

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...............................................................225

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)...............................225

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................225

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования

и др.).........................................................................................................................................................................226

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................228

Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon............................................................................229

Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института мозга РАМН:.230

Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):.............................................................................................231

Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария (полусхематично):..................232

Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных

участках мозга при разных видах деятельности...................................................................................................233

Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней

регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга................................................................233

Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:...............................234

Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:........................................................................................235

Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)...............................................................235

Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,.................................236

Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,..................................................................................236

Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему..............................................................237

Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.....................................................................237

Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.)...238

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................239

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на

истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)..............................................................................................................240

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................241

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................243

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................246

Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................247

 

 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский

учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150

учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов,

редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями,

воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие

нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь

обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и

учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В

этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который

становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и

всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад,

который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей

стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны

издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник».

Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в

вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей

Московского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового

образовательного сообщества.

Ректор Московского университета академик РАН,

 

профессор

 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Оглавление

Предисловие к третьему изданию...................................................................................8

Раздел I Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение

Глава 1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук....................12

Глава 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций...........35

Глава 3. Основные принципы строения мозга.....................................................54

Глава 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия........78

Глава 5. Нейропсихология и практика.................................................................100

Глава 6. Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа...........116

Раздел II. Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.