КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных
ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................157 Глава 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии...........................157 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161 Проблема сознания..............................................................................................................................161 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161 Из произведений А.Р. Лурия..................................................................................................................162 Глава 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга......................164 Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими преимущественное отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных состояний.....................................................................................................................................165 Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В. Л. Деглину и H. H. Николаенко, 1975).......................................................................................168 Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных....................................................170 Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных.......................170 Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке:.......................................................................................................171 Глава 19. Нейропсихологический подход к изучению нарушений сознания при локальных поражениях мозга.....................................................................................................................................................................172 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................180 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................181 Раздел IV. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................181 Глава 20. Синдромный анализ нарушений высших психических функций..................................................181 Проблема факторов в нейропсихологии............................................................................................................................181 Первое положение:..............................................................................................................................181 Второе положение:..............................................................................................................................182 Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................183 Глава 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.............188 Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий головного мозга...................................................................................................................................190 Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга...................................................................................................................................194 Глава 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга..............198 Первый тип — синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга...................199 Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):.........................................................................204 Послесловие.........................................................................................................................................................206 Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы1..................................................................214 Вступительные замечания..................................................................................................................................214 Схема нейропсихологического исследования..................................................................................................214 I. Краткое изложение данных истории болезни................................................................................................................214 II. Общая характеристика больного....................................................................................................................................215 Таблица (продолжение)..............................................................................................................216 III. Оценка латеральной организации функций1................................................................................................................216 Субъективная оценка ведущей руки....................................................................................................................................................... 216 IV. Исследование внимания................................................................................................................................................217 V. Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.........................................................................218 Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...............218 VI. Исследование соматосенсорного гнозиса....................................................................................................................219 Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)............................................................219 VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций..........................................................................220 Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)............220 VIII. Исследование движений.............................................................................................................................................221 Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...............................221 Таблица (продолжение)..........................................................................................................222 IX. Исследование речи.........................................................................................................................................................223 Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.).......................................223 Таблица (продолжение)..........................................................................................................224 X. Исследование письма......................................................................................................................................................225 Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...................................225 XI. Исследование чтения.....................................................................................................................................................225 Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)..225 Таблица (продолжение)..............................................................................................................225 XII. Исследование памяти...................................................................................................................................................226 Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.)..........................................................................................................226 Таблица (продолжение)..............................................................................................................228 Цветные иллюстрации...........................................................................................................229 Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon................................................229 Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института мозга РАМН:...............................................................................................................................230 Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):................................................................231 Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария (полусхематично):.......................................................................................................................232 Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности..............................233 Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга..............233 Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:..234 Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:............................................................235 Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)..................................235 Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,....236 Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,......................................................236 Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.................................237 Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.........................................237 XIII. Исследование системы счета......................................................................................................................................238 Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.)...................................................................................................................................238 Таблица (продолжение)..............................................................................................................239 XIV. Исследование интеллектуальных процессов............................................................................................................240 Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.).....................................................240 Таблица (продолжение)..............................................................................................................241 Таблица (продолжение)..............................................................................................................243 XV. Исследование эмоционально-личностной сферы......................................................................................................243 1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы................................ 243 2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы......................................................................... 243 3. Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной тревожности...................................................................................... 244 4. Шкала сниженного настроения Зунга................................................................................................................................................. 244 5. Цветовой тест Аюшера......................................................................................................................................................................... 244 6. Опросник для оценки эмоциональности............................................................................................................................................. 244 7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин....................................................................................................................... 245 8. Восприятие эмоционального тона рассказов..................................................................................................................................... 245 9. Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др............................................................................................................................. 245 XVI. Схема нейропсихологического заключения.............................................................................................................245 Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)1.........................................................................................................246 Таблица (продолжение)..............................................................................................................246 Приложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)..........................................................................................................247 Таблица (продолжение)..............................................................................................................247 Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга)1 .....................................................................................................................................................248 Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как черты личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович)1.......................................................249 Литература................................................................................................................................250
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Иллюстрации и таблицы Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга:...................................................................36 Рис. 5. Варианты расположения цитоархитектонических полей на поверхности мозга человека....................39 Рис. 6. Ассоциативные (корково-корковые) связи (по С. Б. Дзугаевой)..............................................................40 Рис. 8. Вертикальная организация основных анализаторных систем:..................................................................41 Рис. 9. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А. Р.Лурия, 1970):...................42 Рис. 10. Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры.........................................................45 Рис. 11. Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре головного мозга (по У. Пенфилду):..........................................................................................................................46 Рис. 12. Анатомическая асимметрия коры мозга человека:..................................................................................49 Рис. 14. Межполушарные связи:..............................................................................................................................51 Рис. 15. Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо:.....................................................................................56 Рис. 16. Компьютерный томограф:..........................................................................................................................61 Рис. 22. Копирование рисунков больным с предметной зрительной агнозией...................................................82 Рис. 23. Рисунки больных о оптико-пространственной агнозией:........................................................................83 Рис. 24. Копирование рисунков больным с поражением задних отделов правого полушария, имеющим одностороннюю оптико-пространственную агнозию............................................................................................84 Рис. 25. Движения глаз при нарушениях зрительного восприятия:.....................................................................86 Рис. 26. Схема строения кожно-кинестетического анализатора...........................................................................90 Рис. 27. Показатели выполнения пробы на узнавание фигур на ощупь (проба Сегена) с закрытыми глазами больными с поражением теменных отделов мозга:...............................................................................................92 Рис. 28. Схема строения слухового анализатора....................................................................................................93 Рис. 29. Пороги восприятия коротких звуков левым и правым, ушами:..............................................................97 Рис. 30. Нарушение неречевого слуха у больных после односторонней электрошоковой терапии..................98 Рис. 31. Строение пирамидной и экстрапирамидной систем:.............................................................................102 Рис. 33. Стриопаллидум и его эфферентные связи, базальный аспект...............................................................104 Рис. 34. Организация моторных функций на спинальном уровне:.....................................................................105 Рис. 35. Различные системы афферентаций чувствительных (кинестетических) и двигательных (кинетических) отделов коры (по Д. Пейпецу).....................................................................................................105 Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов головного мозга....................108 Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламо-кортикальными проекциями..............................................................................................................................................................111 Рис. 38. Карта последовательного созревания различных отделов коры и миелинизации связанных с ними путей:........................................................................................................................................................................112 Рис. 39. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями:...................118 Рис. 40. Расположение очагов поражения в левом полушарии мозга при различных формах........................120 Рис. 41. Локализация ранений левого полушария головного мозга, при которой возникает оптическая вербальная алексия (по А. Р.Лурия, 1947).............................................................................................................122 Рис. 42. Письмо под диктовку больного с афферентной моторной афазией:....................................................123 Рис. 43. Нарушение операций, связанных с симультанным и сукцессивным синтезом при поражении различных областей мозга:.....................................................................................................................................128 Рис. 44. «Кривые заучивания» ряда из 10 слов у больных с опухолями верхних отделов ствола мозга с выраженным корсаковским синдромом:...............................................................................................................133 Рис. 45. Модально-специфические нарушения памяти у больных с поражениями разных отделов мозга:...135 Рис. 46. «Кривые заучивания» серии из 10 слов у больных с грубым «лобным синдромом»:........................138 Рис. 47. Количество правильно воспроизведенных слов, предъявлявшихся по методу дихотического прослушивания на правое ухо (пунктирная линия).............................................................................................142 Рис. 48. Воспроизведение слов, предъявленных одновременно на левое и правое ухо...................................143 Рис. 49. Изменение амплитудных значений различных частот спектра ЭЭГ во время действия индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей..................................................................................145 Рис. 50. Примеры изменений спектра ЭЭГ во время действия первых пяти индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей.........................................................................................................................................146 Рис. 51. Значения индекса локальной пространственной синхронизации (ПС):...............................................147 Рис. 52. Примеры заданий на мысленное манипулирование объемными объектами:......................................154 Рис. 53. Зоны семантической матрицы понятия «дерево»...................................................................................156 Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими преимущественное отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных состояний..............................................165 Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В. Л. Деглину и H. H. Николаенко, 1975)....................................................................................................................................................168 Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных................................................................................170 Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных....................................................170 Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке:..................................................................................................................................................................171 Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):......................................................................................................204 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................216 Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...........................................................................................218 Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)..............................................................................................................219 Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.).........................................220 Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...........................................................221 Таблица (продолжение).......................................................................................................................................222 Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.)...................................................................223 Таблица (продолжение).......................................................................................................................................224 Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...............................................................225 Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)...............................225 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................225 Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.).........................................................................................................................................................................226 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................228 Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon............................................................................229 Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института мозга РАМН:.230 Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):.............................................................................................231 Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария (полусхематично):..................232 Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности...................................................................................................233 Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга................................................................233 Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:...............................234 Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:........................................................................................235 Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)...............................................................235 Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,.................................236 Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,..................................................................................236 Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему..............................................................237 Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.....................................................................237 Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.)...238 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................239 Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)..............................................................................................................240 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................241 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................243 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................246 Таблица (продолжение)...........................................................................................................................................247
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Предисловие Уважаемый читатель! Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ. Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования. Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира. Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию. Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества. Ректор Московского университета академик РАН,
профессор
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Оглавление Предисловие к третьему изданию...................................................................................8 Раздел I Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение Глава 1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук....................12 Глава 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций...........35 Глава 3. Основные принципы строения мозга.....................................................54 Глава 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия........78 Глава 5. Нейропсихология и практика.................................................................100 Глава 6. Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа...........116 Раздел II. Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |