Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель как субъект социального управления




Как показали наши опросы, основным субъектом социального управления выступает руководитель. Инженеры и рабочие, отвечая на вопросы анкеты, разработанной для определения ответственности по решению социальных вопросов (см. раздел 5.1), возлагают наибольшую ответственность именно на руководителей, а не на профсоюзные комитеты. Характерно и то, что сами руководители эту ответственность принимают на себя.

В этой связи встает задача определения требований к руководителю как субъекту социального управления. В исследованиях обычно требования к руководителю не дифференцируются в зависимости от того, какая система управления – производством или социальное – имеется в виду. Однако даже на уровне здравого смысла можно понять, что две эти системы предъявляют разные требования к руководителю.

Социальное управление в работе руководителя явно обозначено в известной управленческой матрице Р.Блейка и Д.Мутон (Блейк Р., Мутон Д., 1990). Они определяют типологию руководителей в зависимости от соот­ношения в их управлении двух переменных - заботы о производстве и за­боты о подчиненных. В соответствии с этим выделяются типы руководителей, среди которых самый эффективный – то, кто умеет сочетать высокую степень заботы о производстве с заботой о людях.

М.Д.Мамфорд с соавт. отмечают, что прежний подход к лидерству в организациях, связанный с производственной эффективностью (лидер как решатель производственных проблем), сменяется более широким подходом, при котором лидерство рассматривается с точки зрения социальной эффективности. В соответствии с этим возрастает роль социальной компетентности лидера (Mumford, M.D. et. al., 2000).

Можно утверждать, что в соответствии с компетентностным подходом потенциал руководителя как субъекта социального управления составляет совокупность социальных компетенций. При этом социальную компетенцию можно понимать как набор знаний, умений и навыков, обеспечивающий владение определенной социальной технологией. В этой связи социальная компетентность руководителя понимается как способность использовать социальные компетенции в своей профессиональной деятельности. Эта компетентность зависит от а) полноты и адекватности набора социальных технологий, которыми владеет руководитель и б) сформированных у руководителя профессионально важных качеств.

Важной составляющей социальной компетентности выступает управленческая концепция руководителя. Т.С.Кабаченко, проведя анализ немногочисленных работ, выполненных в этой области, с одной стороны, связывает индивидуальную концепцию руководителя с представлением об операциональной оставляющей его деятельности, а с другой – понимает ее как составляющую образа мира профессионала (Кабаченко Т.С., 1997). При этом она вводит в управленческую концепцию такую существенную характеристику, как представление руководителя о критериях эффективности его деятельности. В связи с этим целесообразно, используя логику операционально-содержательного понимания управленческой концепции, включить в нее а) представления руководителя о работнике и его жизнедеятельности, б) представления руководителя о себе в общей системе управления организацией, в) представления руководителя о жизненных интересах – работников и своих собственных, г) представления руководителя об общей совокупности социальных проблем и способах их решения.

Выводы:

1. В общей системе управления социальной организацией можно выделить две подсистемы – управление производством (товаров, услуг) и социальное управление, ориентированное на удовлетворение жизненных интересов персонала. Социальное управление при этом понимается как процесс, обеспечивающий удовлетворение жизненных интересов членов данной организации.

2. Социальное управление больше представлено в «мягкой» модели управления, характерной для восточноазиатского управления (прежде всего, - японского). Готовность организации реализовать «мягкую» модель управления предполагает построение развернутой системы социального управления и, соответственно, повышает востребованность психологического проектирования этой системы.

3. Основной формой социального управления выступает корпоратизм, при котором в этот процесс вовлечены все уровни социальной организации. При этом социальное управление имеет свою специфику в зависимости от уровня. Эта специфика определяется гуманистическими критериями эффективности, характерными для каждого уровня.

4. Основным субъектом социального управления организацией выступает руководитель. В этой связи социальная компетентность руководителя представляет собой способность руководителя реализовать набор социальных технологий, соответствующий определенному уровню социального управления.

5. Управленческая концепция руководителя, обеспечивающая социальное управление, содержит в себе его представления о работнике и его жизненных интересах, о себе и своих интересах, об общей совокупности социальных проблем и способах их решения.

6. Психолог помогает руководителю, в первую очередь, обеспечить процесс социального управления.

Глава 2. Основные требования к прикладной концепции человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.