Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие детерминанты жизнедеятельности человека




Представление о детерминантах, определяющих общую направленность поведения, можно встретить во многих работах методологического характера. Так, Б.Г.Ананьев считает, что человека характеризует его жизненная направленность, определяющая как содержание его стремлений, так и образ его действий (Ананьев Б.Г., 1968).

Понятие направленности широко используется в отечественной психологии. Проведя анализ этого понятия, Е.П.Ильин отмечает два аспекта в этом психическом образовании. Первый из них представляет направленность как систему мотивационных образований – с содержательной точки зрения. Второй аспект, нечасто обсуждаемый в литературе, Е.П.Ильин характеризует с точки зрения регулятивной функции направленности (Ильин Е.П., 2000). В связи с этим он понимает направленность как устойчиво доминирующую общую мотивационную установку, которая определяет стержневую линию жизни. Е.П.Ильин рассматривает разные модели направленности, существующие в психологии, и обращает внимание на слабую изученность и неопределенность этого феномена.

Уже на уровне первичного анализа этого феномена автор делает существенный шаг в его определении, понимая направленность как устойчиво доминирующую, относительно независимую от ситуации, долговременную мотивационную установку, определяющую основные тенденции поведения и деятельности.

Таким образом, логика определения понятия направленности состоит в том, что в процессе жизни у человека формируется, а затем и закрепляется некоторая доминантная мотивационная установка, которая играет регулирующую функцию. В соответствии с этим содержание этой мотивационной установки индивидуально. Замечание, которое необходимо по этому поводу сделать, состоит в том, что, по мнению некоторых авторов, существуют мотивационные установки наиболее общего уровня (более общего, чем направленность), присутствующие у всех людей и реализующиеся в более конкретных мотивационных установках, в том числе – и в направленности. В данном случае речь идет о жизненных ориентациях человека.

Это понятие использовалось нами (Грачев А.А., 1990, 1993, 1999) и используется в других психологических работах. Так, Е.Ю.Коржова понимает жизненные ориентации как общие субъект-объектные ориентации, которые человек проявляет относительно ситуации своей жизнедеятельности (Коржова Е.Ю., 2006).

Общее понятие жизненных ориентаций дает группа авторов, представляющая концептуальные основы социальной психологии. С их точки зрения, жизненные ориентации представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности (Социальная психология, 2002).

Наконец, известна концепция иерархической регуляции социального поведения личности В.А.Ядова, согласно которой верхний уровень регуляции составляют ценностные ориентации личности (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979).

В этой связи следует заметить, что основные ориентации человека могут быть определены следующим образом: конечный результат (на что направлена ориентация) может быть представлен в виде а) внешнего объекта (ценностная ориентация), б) психического образования (жизненная ориентация).

Еще одно замечание по поводу жизненных ориентаций состоит в том, что они предполагают направленность на некоторые базовые переживания, в значительной степени определяющие специфику ориентации. В этой связи Ф.Е.Василюк видит основную функцию переживания в установлении смыслового соответствия между сознанием и бытием (Василюк Ф.Е., 1984), а В.К.Вилюнас утверждает, что реальность субъективных переживаний позволяет охарактеризовать их как универсальную онтологическую основу психического образа, как конкретно-субъективную форму существования отражаемого в нем содержания (Вилюнас В. К., 1990).

Более того, А.О.Прохоров в результате эмпирических исследований показал, что психические состояния могут выступать мотиваторами – побуждать или препятствовать (Прохоров А.О., 2002). Наконец, Б.И.Додонов, обсуждая проблему представленности эмоций в жизни человека, утверждает, что целесообразно рассматривать особую человеческую потребность – потребность в эмоциональном насыщении. Эта потребность проявляется в специфической ориентации человека на будущее, «предвкушаемое» переживание, которое регулирует поведение человека (Додонов Б. И., 1978).

Таким образом, проблема жизненных ориентаций связывается с решением вопросов об а) их содержании, б) характерном для каждой из них способе действий, в) типичной сфере их реализации и г) соответствующем базовом переживании. При этом в отличие от направленности, жизненные ориентации человека представляют собой выраженность у него типичных для всех людей наиболее общих детерминант жизнедеятельности.

В значительной мере для анализа проблемы жизненных ориентаций можно использовать результаты анализа общих теорий личности, который провела Е.Ю.Коржова. Она выделяет существенный для определения жизненных ориентаций человека критерий жизненной задачи личности (Коржова Е.Ю., 2004). Этот анализ показывает наличие следующих основных детерминант, определяющих жизненные ориентации человека: стремление к адаптации с внешней средой; стремление к удовлетворению дефицитарных потребностей, которое характеризуется стремлением к снятию напряжения; стремление к целостности своей личности; стремление удовлетворить потребность в самовыражении; стремление к самореализации, раскрытию своих возможностей; стремление к самосозиданию, самосовершенствованию; поиск смысла жизни в системе духовных ценностей; поиск смысла жизни в Боге.

Важное замечание в аспекте детерминации поведения человека в организации делает Е.Ю.Коржова, которая не считает, что существует какая-то единственно правильная жизненная ориентация человека. С ее точки зрения, ведущая жизненная ориентация конкретного человека определяется в зависимости от избранной человеком жизненной позиции, относительно независимой от жизненных условий, в которых тот находится.

В операциональном плане перечисленные жизненные ориентации можно свести к трем – дефицитарной (ориентации на удовольствие), на самореализацию и духовной. В этой связи будут рассмотрены три концепции – З.Фрейда, Э.Фромма и В.Франкла, явно представляющие эти ориентации.

Модель человека в представлениях З.Фрейда

З.Фрейд считает, что "течение психических процессов... регулируется принципом удовольствия", в соответствии с которым поведение направлено на устранение неудовольствия или получе­ние удовольствия (Фрейд З., 1989, с.382). При этом Фрейд имеет в виду отсроченное удо­вольствие, когда человек может ожидать удовольствия не "здесь и теперь", а только через некоторое время. Важно заметить, что на пути к удовольствию человек преодолевает препятствия (их Фрейд связывает с временным неудовольствием) и стремится пройти этот путь с наименьшими затратами.

Поскольку конечной жизненной целью человека выступает стремление к удовольствию, с этим стремлением Фрейд связывает и эталонное состояние – состояние покоя при максимальном удовольствии.

Итак, с точки зрения Фрейда: а) основная жизненная ориентация человека – ориентация на удовольствие; б) в своем стремлении к удовольствию (или избеганию неудовольствия) человек преодолевает препятствия, связанные с временным неудовольствием; в) эталонное состояние, к которому стремится человек – состояние покоя (отсутствие затрат) при переживании удовольствия; г) отношение человека к действительности - функциональное (использование в своих интересах).

Нетрудно заметить близость этой модели к бихевиористской. Кроме того, модель отсроченного удовольствия в явной или неявной фор­ме используется в тех моделях, в которых поведение регулиру­ется конечным результатом (целью), представляющим собой опре­деленную совокупность наград, полученных в обмен на произве­денные затраты. При этом затраты в этих моделях всегда обратно пропорциональны положительной ценности результата. Показатели, характеризующие достижение цели (ценности, затраты, субъектив­ные вероятности), постоянно оцениваются человеком, поэтому оценка составляет основу такого поведения.

Модель человека в представлениях Э.Фромма

Другую точку зрения на жизненные ориентации человека выс­казывает Э.Фромм, который считает, что ориентация на удоволь­ствие является тормозом на пути развития человека, поскольку ведет к эгоизму, себялюбию и алчности (Фромм Э., 1986).

Фромм определяет истинно гуманистическую ориен­тацию, используя дихотомию двух основных способов человеческо­го существования - обладания и бытия. Он связывает обладание с ориентацией на удовольствие от потребления достигнутого ре­зультата (но не от процесса достижения) и противопоставляет удовольствию чувство радости как показатель бытия. Под бытием Фромм понимает ориентацию человека на про­дуктивное использование своих способностей в единении с миром (самореализацию) и считает основным модусом бытия состояние продуктивной актив­ности.

Обсуждая переживание, характерное для самореализации, Фромм проводит дифференциацию двух переживаний – удовольствия и радости. С его точки зрения удовольствие не связано с усилиями, затратами; радость же, наоборот, предполагает состояние продуктивной активности в процессе самореализации - в процессе приближения к цели стать самим собой.

Существенное место занимает проблема самореализации и в работах В.Н.Панферова (2001), который считает, что сквозной проблемой жизни каждого человека является стремление быть са­мим собой. Это означает для человека признание собственной состоятельности и выполнение своих желаний в соответствии со своими возможностями. Поддержание баланса между желаниями и возможностями и определяется в психологии, с точки зрения ав­тора, как проблема самореализации личностью своего психологи­ческого потенциала.

С понятием потенциала связывает проблему самореализации и Л.А.Коростылева, которая предлагает модель самореализации, построенную на соотношении в реальном поведении человека блоков ХОЧУ (интересы, желания, влечения, аутентичность), МОГУ (само­познание своих возможностей, самоотношение, самооценка) и НАДО (внешние и внутренние требования, регулирующие поведение человека) с учетом особенностей мотивационно-потребностной сферы, смысло-жизненных и ценностных ориентаций. Результатом взаимодействия трех этих блоков являются принятие решения и последующая его реализация (Коростылева Л.А., 1998).

С проблемой реализации физических и духовных потенций связывает Г.С.Никифоров благополучие человека в контексте его психологического здоровья (Никифоров Г. С., 2002).

Понятие самоактуализации подробно обсуждается и в работах А.Маслоу, который считает идеальной самоактуализирующуюся лич­ность, ориентированную на непрерывную актуализацию своих по­тенций, способностей и талантов, на все более полное знание и принятие собственной сущности (Маслоу А., 1997, 1999).

Ориентация на самореализацию, пожалуй, является основой недирективной психотерапии К.Роджерса (1994), который описывает эту ориентацию как процессуальную: в постоянном движении, изменении человек как бы нащупывает себя, не стремясь к законченным результатам.

Итак, с точки зрения Э.Фромма (и в значительной степени К.Роджерса): а) основной человеческой ориентацией выступает ориентация на самореализацию – постоянную актуализацию своего потенциала, своих возможностей; б) ориентация на самореализацию проявляется в процессе актуализации потенциала и характеризуется состоянием продуктивной активности; в) эталонным состоянием в данном случае выступает переживание радости, захватывающее человека целиком и тем самым отличающееся от переживания удовольствия; г) основной способ взаимодействия с действительностью - диалогический.

Модель человека в представлениях В.Франкла

Третью позицию в определении основных жизненных ориента­ций представляет В.Франкл. Он считает, что "человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осу­ществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с лю­бовью" (Франкл В., 1990, с.29). Это стремление к смыслу он понимает как ба­зовое и противопоставляет ему стремление к наслаждению, кото­рое "представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели" (Там же, с.30). При этом Франкл считает вторичным и стремление к самореализации: "Самоактуали­зация - это не конечное предназначение человека. Это даже не его первичное стремление", она "является лишь результатом, следствием осуществления смысла" (Там же, с.58-59).

Четкого и однозначного ответа на вопрос, что может высту­пать для человека целью, имеющей смысл, Франкл не дает. Однако он недвусмысленно указывает на духовные ценности, имеющие общечелове­ческую значимость, которые выступают своеобразным эталоном, регулирующим поведение.

Такая точка зрения довольно давно заявляется в психологии – как в зарубежной, так и в отечественной (Юнг К.Г., 1991; Джемс У., 1991; Рубинштейн С.Л., 1973; Леонтьев А.Н., 1975; Ломов Б.Ф., 1984; Панферов В.Н., 2001; Зинченко В.П., Моргунов Е.Б., 1994; Пономаренко В.А., 1994). В этой связи характерны представления В.Н.Панферова о нравственной регуляции человеческого поведения. Он считает, что центром такой регуляции выступает совесть как основное образование души человека. Совесть формируется «через приятие высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием личности». Примечательно то, что по словам автора, «в этом процессе душа выходит за пределы чисто материального существования телесной организации человека, даруя ему духовное бессмертие и внутреннюю свободу» (Панферов В.Н., 2001, с.11).

Именно в изучении духовности видит П.Н.Шихирев перспективы развития социальной психологии, который считает духовность и соответствующие ей трансцендентные переживания системообразующими факторами (Шихирев П.Н., 1999).

Духовные ориентации человека явно представлены и в современных практикоориентированных направлениях гуманистической психологии, в частности, в работах Д.Бьюдженталя.

Итак, согласно представлениям В.Франкла, а) основной ориентацией человека выступает ориентация на поиск смысла своего существования в области духовных ценностей, б) побочными результатами этой ориентации являются ориентации на удовольствие и самореализацию, в) основной способ отношения к миру - трансцендентный, при котором человек как бы выходит за пределы своей личности и «входит» в другую, внеличностную систему координат.

В связи с реализацией человеком своих жизненных ориентаций кажется важным положение Е.П.Ильина о том, что некоторые способы формирования мотивов становятся привычными и тем самым превращаются в мотивационные свойства личности (Ильин Е.П., 2000). Он обращает внимание на то, что эти свойства можно выделять по разным основаниям – по локусу контроля, по влиянию на принятие решений и т.д.

В нашем случае важным представляется выделение таких свойств по критерию жизненных ориентаций. В этом случае можно говорить о трех группах свойств - обеспечивающих реализацию ориентаций на удовольствие, самореализацию и духовной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.