Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие требования к рабочей модели человека




Прикладной аспект психологических концепций человека

Проведенный выше анализ современного уровня развития прикладной психологии, с одной стороны, и с другой – потребностей преобразования социальной действительности (в частности, социальных организаций) показал актуальность разработки операциональной модели человека, способной дать основания для психологического проектирования социальной организации.

В этой связи можно обратить внимание на слова Б.Г.Ананьева: "Выдвижение проблемы человека в центр современной науки связано с принципиально новыми взаимо­отношениями между науками о природе и об обществе, так как имен­но в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей" (Ананьев Б.Г., 1968). К этим словам обычно обращаются для обоснования комплексного подхода к человеку и признания ведущей роли психологии в этом подходе. Однако здесь заложен и иной смысл: человек – существо целостное, и отдельные научные знания о человеке (а так или иначе все знания имеют отношение к человеку) лишь условно абстрагируются от этой целостности. В том же случае, когда науки обращаются к целостному человеку (как в нашем случае - к человеку в организации), эти знания по необходимости синтезируются в единое антропоцентрированное знание, обеспечивающее управление (не человеком, а для человека).

Этот подход нашел свое развитие в работах Б.Ф.Ломова. В плане дальнейшего анализа будут важны следующие методологические положения, сформулированные им в своих работах (Ломов Б.Ф., 1984, 1991, 2006):

- при анализе взаимодействия человека с миром необходимо учиты­вать системный характер как человека (включая его психику), так и ми­ра;

- основные отношения человека к миру определяются вхождением его в различные социальные системы;

- принципиально различаются субъект-объектные и субъект-субъект­ные взаимодействия человека со средой;

- существуют более общие, чем потребности, детерминанты челове­ческой жизни, непосредственно связанные с общечеловеческими ценностя­ми;

- психическое отражение и, соответственно, регуляция поведения в конкретной ситуации определяются системообразующим фактором;

- три основные формы жизнедеятельности человека - познание, обще­ние и деятельность - обеспечиваются когнитивной, коммуникативной и ре­гулятивной функциями психики.

С учетом этих положений можно определить представление о человеке, используя, кроме того, общие положения системного подхода, сформулированные в разделе 1.2. Они будут выглядеть следующим образом:

1. В человеке можно выделить структурную и динамическую составляющие.

Структура характеризуется определенным потенциалом, который а) задает возможности человека и б) побуждает человека к своей реализации, выступая в этом отношении самостоятельной детерми­нантой. Динамика определяется системообразующими факторами -общими детерминантами, регулирующими жизнедеятельность человека, которые основаны на стремлении человека к равновесному состоянию во взаимодействии со средой (к гармонии).

2. Неравновесное состояние возникает у человека вследствие: а) дефицита (неудовлетворенность определенных потребностей); б) общего стремления к использованию своего потенциала; в) общего стремления к изменчивости (развитие): стремление к временному неравновесному состоянию, имея в виду достижение равновесия на более высоком уровне.

3. Человеческую активность, рассмотренную по отношению к системообразующим факто­рам, можно назвать жизнедеятельностью человека. Внешнюю среду, рассмотренную с точки зрения системообразующих факторов, имеет смысл называть средой жизнедеятельности. Среда жизнедеятельности, рассмотренная с точки зрения количественных характеристик, представляет собой жизненное пространство человека, или сферу его жизненных интересов. Минимальное жизненное пространство - границы тела; мак­симальное - космос. Значимый фрагмент функционирования человека, имеющий в предс­тавлении человека начало и конец, называется ситуацией жизнедеятельнос­ти. Эта ситуация определяется значимыми для человека детерминантами.

4. Функционирование человека в среде жизнедеятельности может быть рассмотрено в двух аспектах (аспекты выделяются по критерию ориентаций человека): субъект-объектное функционирование (а) использование человеком среды в своих интересах – трансформация среды и б) включение себя в среду в интересах среды - трансформация себя) и субъект-субъектное функционирование - диалогическое взаимодействие со средой, включая взаимодействие с другими людьми.

5. Человек нуждается в информации, обеспечивающей его жизнедеятельность. Основу этой информации составляет совокупность терминальных образов, порожденная системообразующими факторами. Построение терминальных образов определяется а) содержанием получаемой человеком информации, имеющей для него значимость, б) правилами построения терминального образа, определяемыми культурой, присвоенной человеком. Образы, обеспечивающие верхний уровень регуляции жизнедеятельности, в своей совокупности составляют философию жизни. Образ, обеспечивающий регуляцию поведения в ситуации жизнедеятельности, представляет собой концепцию данной ситуации. Образ, обеспечивающий регуляцию поведения в среде жизнедеятельности, представляет собой концепцию данной среды. Представления человека о себе составляют Я-концепцию.

6. В некоторой совокупности ситуаций человек проявляет целенап­равленное поведение, которое регулируется представлением об отставлен­ном во времени полезном результате (целью). Постановка цели задает неравновесное состояние. Прямым результатом целенаправленного поведения может быть восполнение дефицита, создание условий для реализации потенциала, создание условий для трансформации. Побочным результатом целенаправленного поведения может быть реализация человеком своего потенциала и трансформация человека.

7. Человек оценивает эффективность своего функционирования. В качестве критериев эффективности используются: а) показатели степени реализации общих детерминант (уровень достижения основных жизненных целей, степень реализации потенциала, степень близости человека к некоторому определенным образом за­данному эталону); б) формально-динамические показатели (лабильность, устойчивость подвижность, динамичность, резистентность). Оценка эффективности (промежуточная и конечная) определяет орга­низацию жизнедеятельности человека.

8. Одной из форм жизнедеятельности выступает взаимодействие человека с другой (другими) активной системой (человек, группа, организация). Детерминанты этого взаимодействия (см. п.2) определяют тип взаимодействия. Степень реализации человеком своих основных функций во взаимодействии определяет глубину включенности в это взаимодействие.

Среди этих положений два – о субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействиях и об общих детерминантах жизнедеятельности – требует специального обсуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.