КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Удовлетворенность трудом рабочих и служащих
Удовлетворенность трудом и удовлетворенность жизнью рабочих и служащих В отличие от оценок организационной среды, по показателям удовлетворенности работой между рабочими и служащими обнаруживаются существенные различия. (Эти показатели были получены с использованием анкеты для оценки социально-психологического климата А.А.Русалиновой). Средние значения показателей удовлетворенности, имеющие достоверные различия по критерию Манна-Уитни, приведены в таблице 7. (Для оценки удовлетворенности используется 5-балльная шкала от -2 до +2). Таблица 7. Показатели удовлетворенности трудом (средние значения) рабочих и служащих
Несмотря на то, что рабочие, в общем, удовлетворены своей работой, они все же показывают гораздо меньшую удовлетворенность, чем служащие. Более того, они проявляют неудовлетворенность всем, что связано с оплатой, с возможностями профессионального роста, не удовлетворены работой профсоюзов. Служащие же проявляют удовлетворенность по всем позициям, по которым были обнаружены различия. На первый взгляд, обнаруженные различия в удовлетворенности (более низкая удовлетворенность работой рабочих) вступают в противоречие с более высокой оценкой рабочими организационной среды по многим дефицитарным параметрам. В этой связи возникает необходимость уточнения полученных различий. Наиболее очевидное объяснение различий состоит в признаваемой всеми более низкой содержательности труда рабочих (монотонный труд – «привилегия» рабочих). Однако для уточнения этого утверждения можно обратиться к данным регрессионного анализа, который был направлен на обнаружение факторов, определяющих удовлетворенность работой у рабочих и служащих (таблицы 8, 9). Таблица 8. Факторы, определяющие удовлетворенность работой у рабочих
Оказывается, что удовлетворенность работой у рабочих определяется, в первую очередь, факторами, непосредственно связанными с самореализацией, которая, в свою очередь, обусловлена содержанием труда (возможностями для использования в работе своих способностей, участием в принятии решений). Кроме этого, большую значимость имеют общие рабочие ориентации: выраженность в рабочем коллективе добросовестного отношения к труду, взаимной ответственности. Примечательно и то, что удовлетворенность трудом связана с приписыванием и типичному, и идеальному работникам выраженных рабочих установок – чувства долга, отношения к работе как к средству самосовершенствования, стремления оказывать помощь товарищам в работе. Важно то, что высокая удовлетворенность трудом у рабочих отрицает выраженную установку на интенсивное неформальное общение с товарищами. Скорее всего, это связано с тем, что рабочие считают выраженное общение помехой в работе. Таким образом, удовлетворенный трудом рабочий – это тот, кто: высоко оценивает возможности для самореализации в работе, находится в коллективе с выраженными рабочими установками, видит в своих товарищах отношение к работе как к средству самосовершенствования, стремится найти в работе возможности для удовлетворения духовной ориентации и ориентации на самореализацию.
На удовлетворенность трудом служащих, в первую очередь, влияет их оценка таких факторов организационной среды, как содержание труда и возможности для профессионального роста, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности для самореализации. Кроме того, существенным в этом отношении выступает выраженность демократического стиля руководства у руководителя и признание - с его стороны и со стороны коллег. Так же, как и у рабочих, существенным является выраженность рабочих установок в коллективе. Таким образом, удовлетворенный трудом служащий - это тот, кто: высоко оценивает содержание своего труда, возможности для профессионального роста и самореализации в работе, находится в коллективе с выраженными рабочими установками, работает под руководством руководителя-демократа и получает признание с его стороны и со стороны коллег. Общим и для рабочих, и для служащих является то, что удовлетворенность трудом у них определяется не дефицитарной ориентацией (ее показатели практически не представлены в факторах), а самореализационным и духовным аспектами труда. Кроме того, большое значение для удовлетворенности трудом имеет включение работника в коллектив с явно выраженными трудовыми ценностями. Обращает на себя внимание то, что для служащих, больше, чем для рабочих, имеют значение факторы, связанные с организационной средой. Можно предположить, что их большая значимость связана с большей вариативностью среды у служащих; у рабочих же среда более регламентирована и однообразна. Напротив, у рабочих большее значение имеют факторы, связанные с представлениями рабочего о работниках – типичном и идеальном. То есть удовлетворенность трудом рабочего больше зависит не от того, какая среда (хотя такая зависимость тоже есть), а от того, что из себя представляет рабочий как личность. Другими словами, если упростить выявленные зависимости, у служащих больше будет удовлетворен трудом тот, кто имеет более благоприятную среду, а у рабочих – тот, кто имеет «правильные» представления о работнике. Понятно, что это – следствие больше не того, что рабочие и служащие различаются как личности, а того, что возможности организационной среды для служащих богаче. Отсюда вытекает то, что задача проектирования благоприятной среды, прежде всего, актуальна для рабочих.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |