Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворенность трудом рабочих и служащих




Удовлетворенность трудом и удовлетворенность жизнью рабочих и служащих

В отличие от оценок организационной среды, по показателям удовлетворенности работой между рабочими и служащими обнаруживаются существенные различия. (Эти показатели были получены с использованием анкеты для оценки социально-психологического климата А.А.Русалиновой). Средние значения показателей удовлетворенности, имеющие достоверные различия по критерию Манна-Уитни, приведены в таблице 7. (Для оценки удовлетворенности используется 5-балльная шкала от -2 до +2).

Таблица 7. Показатели удовлетворенности трудом (средние значения) рабочих и служащих

Показатели удовлетворенности Рабочие Служащие
Удовлетворенность работой в целом 0,39 0,67
Удовлетворенность условиями труда 0,16 0,59
Удовлетворенность работой оборудования 0,23 0,66
Удовлетворенность рабочим местом 0,34 0,82
Удовлетворенность своей специальностью 0,62 1,25
Удовлетворенность перспективами роста -0,08 0,51
Удовлетворенность размерами заработков -0,42 0,16
Удовлетворенность премиальной системой -0,32 0,24
Удовлетворенность моральным стимулированием труда -0,40 0,15
Удовлетворенность деятельностью профессионального союза на предприятии -0,28 0,36

Несмотря на то, что рабочие, в общем, удовлетворены своей работой, они все же показывают гораздо меньшую удовлетворенность, чем служащие. Более того, они проявляют неудовлетворенность всем, что связано с оплатой, с возможностями профессионального роста, не удовлетворены работой профсоюзов.

Служащие же проявляют удовлетворенность по всем позициям, по которым были обнаружены различия.

На первый взгляд, обнаруженные различия в удовлетворенности (более низкая удовлетворенность работой рабочих) вступают в противоречие с более высокой оценкой рабочими организационной среды по многим дефицитарным параметрам. В этой связи возникает необходимость уточнения полученных различий. Наиболее очевидное объяснение различий состоит в признаваемой всеми более низкой содержательности труда рабочих (монотонный труд – «привилегия» рабочих).

Однако для уточнения этого утверждения можно обратиться к данным регрессионного анализа, который был направлен на обнаружение факторов, определяющих удовлетворенность работой у рабочих и служащих (таблицы 8, 9).

Таблица 8. Факторы, определяющие удовлетворенность работой у рабочих

Факторы Вес фактора
Выраженность в коллективе добросовестного отношения к работе и взаимной ответственности 5,82
Степень участия в принятии решений 3,96
Самореализация в работе: соответствие работы интересам и склонностям работника, применение в работе своих способностей и т.д. 3,63
Приписывание типичному работнику отношения к работе как к средству для развития себя, для самосовершенствования 3,55
Приписывание идеальному работнику отношения к работе как к средству для развития себя, для самосовершенствования 4,72
Приписывание идеальному работнику стремления оказывать бескорыстную помощь товарищам по работе 3,32
Приписывание идеальному работнику выраженного чувства долга и высокой моральной ответственности по отношению к работе 3,85
Приписывание идеальному работнику заинтересованности в интенсивном и глубоком общении с товарищами по работе -3,64
Приписывание идеальному работнику желания выполнять простую, хорошо организованную, безопасную работу -3,71
Приписывание типичному работнику желания выполнять простую, хорошо организованную, безопасную работу -3,68
Выраженность в коллективе неформальных отношений -3,26
Приписывание идеальному работнику заинтересованности в удовлетворении своих материальных потребностей -5,94

 

Оказывается, что удовлетворенность работой у рабочих определяется, в первую очередь, факторами, непосредственно связанными с самореализацией, которая, в свою очередь, обусловлена содержанием труда (возможностями для использования в работе своих способностей, участием в принятии решений). Кроме этого, большую значимость имеют общие рабочие ориентации: выраженность в рабочем коллективе добросовестного отношения к труду, взаимной ответственности.

Примечательно и то, что удовлетворенность трудом связана с приписыванием и типичному, и идеальному работникам выраженных рабочих установок – чувства долга, отношения к работе как к средству самосовершенствования, стремления оказывать помощь товарищам в работе.

Важно то, что высокая удовлетворенность трудом у рабочих отрицает выраженную установку на интенсивное неформальное общение с товарищами. Скорее всего, это связано с тем, что рабочие считают выраженное общение помехой в работе.

Таким образом, удовлетворенный трудом рабочий – это тот, кто: высоко оценивает возможности для самореализации в работе, находится в коллективе с выраженными рабочими установками, видит в своих товарищах отношение к работе как к средству самосовершенствования, стремится найти в работе возможности для удовлетворения духовной ориентации и ориентации на самореализацию.


Таблица 9. Факторы, определяющие удовлетворенность работой у служащих

 

Факторы Вес фактора
Содержание труда 2,51
Возможности для профессионального роста 2,66
Самореализация в работе: соответствие работы интересам и склонностям работника, применение в работе своих способностей и т.д. 2,45
Демократический стиль руководства 2,45
Признание со стороны руководителя и товарищей по работе 2,38
Выраженность в коллективе добросовестного отношения к работе и взаимной ответственности 3,75
Условия труда -2,32
Приписывание типичному работнику выраженного чувства долга и высокой моральной ответственности по отношению к работе -2,68
Степень использования оценки по отношению к работнику -2,16

 

На удовлетворенность трудом служащих, в первую очередь, влияет их оценка таких факторов организационной среды, как содержание труда и возможности для профессионального роста, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности для самореализации. Кроме того, существенным в этом отношении выступает выраженность демократического стиля руководства у руководителя и признание - с его стороны и со стороны коллег.

Так же, как и у рабочих, существенным является выраженность рабочих установок в коллективе.

Таким образом, удовлетворенный трудом служащий - это тот, кто: высоко оценивает содержание своего труда, возможности для профессионального роста и самореализации в работе, находится в коллективе с выраженными рабочими установками, работает под руководством руководителя-демократа и получает признание с его стороны и со стороны коллег.

Общим и для рабочих, и для служащих является то, что удовлетворенность трудом у них определяется не дефицитарной ориентацией (ее показатели практически не представлены в факторах), а самореализационным и духовным аспектами труда. Кроме того, большое значение для удовлетворенности трудом имеет включение работника в коллектив с явно выраженными трудовыми ценностями.

Обращает на себя внимание то, что для служащих, больше, чем для рабочих, имеют значение факторы, связанные с организационной средой. Можно предположить, что их большая значимость связана с большей вариативностью среды у служащих; у рабочих же среда более регламентирована и однообразна.

Напротив, у рабочих большее значение имеют факторы, связанные с представлениями рабочего о работниках – типичном и идеальном. То есть удовлетворенность трудом рабочего больше зависит не от того, какая среда (хотя такая зависимость тоже есть), а от того, что из себя представляет рабочий как личность.

Другими словами, если упростить выявленные зависимости, у служащих больше будет удовлетворен трудом тот, кто имеет более благоприятную среду, а у рабочих – тот, кто имеет «правильные» представления о работнике.

Понятно, что это – следствие больше не того, что рабочие и служащие различаются как личности, а того, что возможности организационной среды для служащих богаче.

Отсюда вытекает то, что задача проектирования благоприятной среды, прежде всего, актуальна для рабочих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.