КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет психодиагностики. Психологический диагноз
Билет 1. Причинность и закон. Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма. В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода). Причинность: - закон - причинно-действующее условие. Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством. Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком. Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это. Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием. Ломов: закон – это «идентичное в явлениях», устойчивое и повторяющееся.
Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.
Предмет психодиагностики. Психодиагностика (ПД) сформировалась относительно недавно. 1921 г. – впервые употреблен термин «ПД» в одноименной книге Роршаха.
ПД – практическая функция специалиста по установлению психологического диагноза. По мере развития этой науки понятие менялось:
Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.
Ян Тер-Лаак. Считает, что ПД не следует рассматривать как отдельную область знаний, т.к. ПД не имеет собственной, присущей только ей, области исследования. Она существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями науки. + в ПД не существует собственных, присущих только ей, методов исследования.
ПД определяет основные походы к конструированию методик и интерпретации данных, исходя из предмета измерения.
Законы и теоретико-методические принципы определяются ПД-кой и распространяются на все области др. психологии.
Предмет психодиагностики – методы измерения индивидуально-психологических характеристик человека (индивидуальных особенностей человека).
В английской литературе… ПД – процесс оказания помощи людям в решении их проблем. 4 составляющих этого процесса: 1. Сбор информации. 2. Интерпретация информации. 3. Обобщение информации. 4. Попытка решения проблемы.
В немецкой литературе… ПД – научная дисциплина, которая использует процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций, и даже объектов.
А.Анастази. Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.
В отечественной ПД… ПД (предмет ПД) по Гуревичу: Цель современной ПД заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.
ð современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека. Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).
ПД выступает в роли моста между наукой (об индивидуально-психологических различиях) и практикой (постановкой психологического диагноза).
ПД является технологической дисциплиной. Выполняет в психологии роль, аналогичную той, которую выполняют техническая метрология в физико-технических науках, или мед. технология в мед. науках.
Шмелев предлагает рассматривать ПД в виде образа человеческого тела: ГОЛОВА: научные теории в области дифференциальной психологии. ТУЛОВИЩЕ: образовано репертуаром конкретных методик. НОГИ: технология конструирования тестов (психометрика) – это то, «на чем стоит» ПД. РУКИ: прикладные модели и методы практической психологии, которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных практических задач. Говоря о развитии ПД, мы должны говорить о грамотном развитии этого тела.
Психологический диагноз. ПД – это наука и практика постановки психологического диагноза ð предмет психодиагностики – психологический диагноз.
Понятие «Диагноза»: Термин «диагностика» образован из 2-х частей: «диа» и «гнозис» = различительное познание.
Диагностика – это распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и его последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения или принятия решения о возможном воздействии на это поведение в желательном направлении.
Цель ПД – помощь данному предмету в функционировании.
Диагноз – это всестороннее обследование объекта с целью оценки его общего состояния (такой диагноз чаще всего носит название «всесторонне профилактический диагноз»). Частичный диагноз – направленный на выявление какого-либо неблагополучия с целью последующей коррекции.
Диагностика представляет собой научно-практическую деятельность. Постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Диагност не стремится к описанию и установлению общих закономерностей (это задача исследователей). Его задача – оказать конкретную помощь в установлении имеющегося неблагополучия или обеспечить надежное функционирование и рациональное использование измеряемого (исследуемого) объекта.
Диагноз – это всегда подведение конкретного случая под определенное явление общего характера.
ПД = «распознание души».
Психологическая диагностика – это выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. В ПД выступают особые объекты – люди.
(Исторически… психологический диагноз рассматривается как отклонение от нормы развития (≈ медицинский подход)).
!! В отличие от медицинского диагноза, психологический диагноз предполагает не только измерения при патологии, но и при норме (в большинстве случаев).
Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболеваний. В психологическом диагнозе нет однозначной связи между симптомом и болезнью. Мы должны выяснить причины и следствия данного поведения. Психологический диагноз никогда не ограничивается только констатацией наличного состояния. Необходимо дать также прогноз и рекомендации. Прогноз дается в 2-х вариантах: 1. Если рекомендации будут выполняться. 2. Если рекомендации не будут выполняться.
ПД = начало деятельности (психолога).
Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).
По Выготскому… Уровни постановки диагноза: 1. Симптоматический диагноз – ограничивается только симптоматикой, не может считаться научным. 2. Этиологический – наличие определенных особенностей и причин. 3. Типологический – определение места и значения полученных данных, составляется типологический портрет личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |