КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Номотетический и идеографический подход в психодиагностике
Билет 5.
Разделние этих подходов основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.), где он проводил различие между естественнонаучной и гуманитарной ориентациями в психологии.
Идеографический подход – углубленное изучение единичного случая в процессе диотического взаимодействия (психолог – клиент). Направлен на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным, конкретным, и любой человек должен быть представлен как уникальный феномен.
Номотетический подход – предполагает тестирование с последующей интерпретацией, направлен на открытие общего закона, справедливого для любого частного случая. Его основные структуры и процессы характеризуются посредством экспериментальных, т.е. воспроизводимых процедур.
Согласно Виндельбанду любой объект может быть изучен первым или вторым способом. Оба способа подвергаются критике…
Недостатки: Идеографический подход: 1. Отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта. 2. С помощью этого способа невозможно открыть общие законы. 3. Много используют специфических терминов, которые не всегда понятны, многословие.
Номотетический подход: 1. На основе общих законов нельзя составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна; не позволяет предсказать поведение человека в силу его неповторимости. 2. Подвергаются критике представления об индивидуальных различиях (описания с позиции номотетического метода основывается на данных (о среднем значении, стандартном отклонении, корреляции между переменными в выборке), которые не имеют непосредственного отношения к конкретному человеку (хотя многие утверждения говорят об обратном)).
Нельзя однозначно заявлять о преимуществе какого-то одного способа исследования.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - (Преимущества = преимущества тестовой и клинической диагностики). Преимущества тестовой и клинической диагностики: Тестовая диагностика (= номотетический метод): 1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»). 2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы. 3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога. 4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата. 5. Менее трудоемкая работа.
Клиническое обследование (= идеографический метод): 1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы. 2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации. 3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу. 4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны). 5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |