КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и основные понятия психодиагностики
Билет 2.
Задачи ПД. Задачи психодиагностики – имеется ввиду ПД как научная дисциплина. Психодиагностические задачи – имеется ввиду: конкретные практические задачи, которые решает в своей деятельности психолог.
Задачи психодиагностики. Ю.М. Забродин предлагает выдвигать 2 большие группы задач: 1. Научно-исследовательские 2. Научно-практические
Научно-исследовательские делятся на: 1. Методологические задачи – связанные с определением философских оснований ПД, фундаментальных принципов, с определением предмета, категориальной базы.
2. Теоретические задачи – связаны с разработкой различного рода теорий и построением моделей (пр: теории измерения психических явлений, теории различных психологических моделей и.т.д.) Определяют теоретические основания ПД.
3. Экспериментальные задачи – направлены на эмпирические исследования новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения, механизмов развития психики. Предполагают разработку новых методик и их апробации, новых методов и техник ПД.
Научно-практические – определяют требования, закономерности измерительных структур. Связаны с процессом измерения. Более предметные задачи. Подгруппы: 1. Информационные или измерительные задачи – связаны с определением предмета измерения, т.е. решая эти задачи, мы отвечаем на вопрос «Что измерять?», раскрывается содержание признака.
2. Технологические или инструктивные задачи – связаны с выделением алгоритма обследования признака: какими средствами, в какой последовательности.
3. Интерпретационные или прогнозно-ориентированные задачи – связаны с определением процедуры постановки психологического диагноза (как мы будем интерпретировать полученные результаты).
4. Корректирующие или задачи психологического воздействия – определяют особенности, своеобразие работы с человеком при наличии определенного диагноза.
Психодиагностические задачи. Мерлин. 1. Диагностика способностей является необходимой для определения степени соответствия уровня развития личности требованиям программы подготовки. 2. Диагностика проф. пригодности – ее решение предполагает выбор профессии посредством соотнесения ее требований с индивидуальными особенностями человека. 3. Оценка личности – решение задачи позволяет получить полное представление о личности человека, которое необходимо для решения более углубленных задач. 4. Задачи коррекции поведения – диагностические задачи будут направлены на выявление причин нарушения поведения человека. 5. Изучение общих закономерностей и условий развития личности – решаются при проведении экспериментального исследования.
При определении ПД используется в качестве основания. Психологическая сущность задачи. По основаниям задачи: - проф. ориентации; - сопровождения проф. карьеры; - личностного выбора; - проф. отбора и распределения; - проф. адаптации и реабилитации; - связанные с управлением развития, состояния.
Бодалев и Столин предлагают дифференцировать задачи по характеру использования психодиагностических данных и степени ответственности психодиагноста. 1.Задачи, в которых психодиагностические данные передаются специалистам-смежникам для постановки непсихологического диагноза и принятия административного решения. В этом случае психолог не несет ответственности за последствия использования этих данных. 2.Использование психодиагностических данных самим психодиагностом для формулирования заключения по специфическим особенностям обследуемого с последующей передачей этого заключения специалистам другого профиля, которые либо оказывают какое-либо влияние на обследуемого, либо принимают какое-либо решение. Степень ответственности у психолога – максимальная. 3.Психодиагностические данные передаются другому специалисту-психологу, который либо продолжает психодиагностическое обследование, используя другие методы, либо осуществляет необходимую коррекцию или консультацию. Ответственность является взаимной. 4.Психодиагностические данные используются для передачи самому обследуемому (клиенту) в целях его саморазвития, самовоспитания. Предполагается доля ответственности психолога за формулирование диагноза не-повреждающего характера.
Основные понятия психодиагностики. Диагностические признаки – то, что мы непосредственно наблюдаем, определенные особенности поведения.
Диагностическая категория – то, что скрыто от наблюдения (латентные переменные). Психологические особенности человека, которые мы должны измерить, психологические и психические явления (пр: характеристика восприятия, мышления).
Диагностический вывод – переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность: не существует однозначных связей между диагностическими признаками и диагностической категорией. Чем больше признаков мы получаем, тем больше вероятность адекватного диагноза. Информацию о признаках получаю при помощи тестов.
Тест – одновременное, стандартизированное испытание, направленное на выявление у испытуемых различных симптомов или признаков, которые связаны с измеряемой категорией.
Психодиагностическое обследование – применение готового, разработанного теста с целью получения сведений о психических свойствах обследуемого человека.
Дифференциально-диагностическое исследование – комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, на создание и испытание методики регистрации выделенных признаков.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |