КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие отечественной психодиагностикиБилет 8.
3 основных этапа становления: (связаны с политическим и идеологическим строем) 1. Первый период = кон.19 века – 1936 г. 2. Второй период = кон.60-х – 90-ые гг. 3. Третий период = кон.90-х – настоящее время.
Первый период. Кон.19 века: – внесение экспериментального метода (связано с лаб. Вундта – стажировка).
– исследования физиологии ВНД (Сеченов, Павлов) В первую очередь изучался мозг ð изучение материальной основы психических явлений. Бехтерев – психические процессы = невропсихика.
1885 г. – открытие первой экспериментальной лаборатории (при клинике нервных и психических болезней Казанского университета). Центральная проблема – проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира ð: – изучались объективные признаки (пр: изменение пульса и дыхания как отражение страха и т.д.); – исследование скорости протекания психических процессов.
Нач.20 века – первые психодиагностические работы (исследование индивидуальных психологических особенностей человека).
1909 г. – Г.И. Россалима – шкала для измерения уровня развития общих способностей = психологические профили. Основная цель: отличие нормальных детей от УО (критерий). Определение 11 психических процессов (10 вопросов): 3 группы (11 процессов): 1. Внимание и воля. 2. Точность и прочность восприятия. 3. Ассоциативная деятельность.
- предложил графическую форму представления/ изображения психических процессов = психологический профиль. !! Независимость от возраста испытуемого.
Блонский: «…в отличие от западного тестрования, Россалима стремился к целостной оценке личности».
Лазурский – новое направление в дифференциальной психологии – научная характерология. Основная цель: построение человека из его наклонностей. ПРОТИВ лабораторных экспериментов; ЗА естественный эксперимент (благодаря этому удается исследовать не отдельные психические процессы и их функции, а психические функции и личность в целом).
Рыбаков Ф.Е. – тест для определения уровня пространственного воображения – «Фигура Рыбакова». На основе его идеи создаются популярные методики. На Родине не воспринимались всерьез, но широко использовались за рубежом.
20–30-ые гг. – развитие высокими темпами во многих сферах (педагогика, медицина, психология).
1928 г. – А.Т. Болтунов – измерительная шкала ума. В основе – шкала Бине-Симона. НО! Много отличий. Главное отличие – возможность проводить групповое исследование.
М.Ю. Сыркин – изучение сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Первым доказал, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых – линейная форма связи.
Л.С. Выготский – идея о «психологическом диагнозе» (ввел это понятие). «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1936 г.). Разработал ряд диагностических методов и теоретических вопросов. Раскрыл понятие «психологический диагноз». Диагноз – умение не только дать характеристики, но и прогнозировать (проследить логику процесса развития).
Диагностика применяется почти во всех сферах жизнедеятельности человека: - психология труда - психотехника - педология и т.д.
Применялось много тестов. НО!.. мало внимания тому, какие тесты применяются и кто их применяет → много недовольства по отношению к результатам теста (идеологическая реакция).
1936 г. – «Постановление о педологических извращениях в системе наркомпроссов». Жестко критиковались тесты. Критика тестов и педологии. Педология объявлена буржуазной, вредной наукой (была исключена). ПД ушла из массового применения обратно в лаборатории.
Второй период. Кон.60-х гг. – вновь появляются работы психодиагностической школы. Б.Г. Ананьев – комплексное изучение человека (применение различных тестов, опросников, и т.д.).
II половина 70-х гг. – возвращение применения зарубежных методик; использование зарубежных тестов – привычное дело (НО!.. дилетантский подход). Переводы зарубежных тестов. Анализ в форме простого описания.
1974 г. – формирование адекватного отношения к тестам благодаря симпозиуму в Таллине. → необходимо всемирное расширение и углубление исследований.
Дек. 1979 г. – международная конференция «Психологическая диагностика в развитых странах». 1981 г. – выпуск коллективной монографии «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения диагностических методик.
А. Анастази «Психологическое тестирование» – переведен на русский язык в???? г.
Третий период. - Появились адаптированные версии западных методик. Публикуются в открытой печати по клинической диагностике. - Появляется много работ по психометрике. - Разрабатываются и внедряются в практику отечественные диагностики. - Открываются новые факультеты и отделения психологии (начали изучать ПД). - Возрастает количество специалистов в области психологии → необходимы надежные методы изучения → стимул для развития ПД. - Развивается система психологической службы образования.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |