КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема критерия в психодиагностике
Билет 11.
Для того, чтобы определить степень выраженности того или иного признака, необходима некая отправная точка, в сравнении с которой можно сказать «меньше» или «больше», «соответствует» или «не соответствует» и т.д. Такой точкой является определенный критерий и связанная с ним норма. ð Критерий необходим для того, чтобы определить степень выраженности признака. В ПД существуют разные критерии.
Виды критериев: 1. внутренний, или имманентный критерий; 2. внешний критерий; 3. социально-психологический норматив. Выбор того или иного критерия зависит от цели обследования, способа, характеристик изучаемого явления и т.п. Внутренний/ имманентный критерий. Встречается наиболее часто. Для вычисления внутреннего критерия (= статистической нормы) нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе → в систему координат заносятся данные и получают форму распределения (кривая может иметь самую разную форму). Внутренний критерий нельзя использовать без нормального распределения. В этом случае используется социально-психологический норматив.
В качестве характеристики нормы измеряемого свойства выступает среднее арифметическое по выборке с учетом стандартного отклонения. В сопоставлении с этой нормой интерпретируются индивидуальные результаты каждого испытуемого. !! Однако при помощи данного критерия можно установить выраженность какого-либо свойства только относительно нормы внутри данной группы.
Получив статистическую норму, можно дифференцировать испытуемых и легко интерпретировать результаты обследования.
Внешний критерий. Его выбор чаще всего зависит от невозможности изучить то или иное свойство непосредственным его измерением или наблюдением. В таком случае в качестве внешнего критерия используется какое-то другое свойство, связь которого с измеряемым свойством эмпирически доказана.
Пр: мы не можем непосредственно измерить уровень общительности, но знаем, что данное свойство статистически значимо связано с показателями «поле зависимости» и «поле независимости».
Проведя измерение связанных с необходимым нам свойством характеристик, мы можем сделать определенные выводы, по интересующему нас свойству.
Социально-психологический норматив (СПН) (А. Анастази, К.М. Гуревич). СПН – это система требований, которую предъявляет общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Любой член общества, чтобы быть принятым, должен соответствовать определенной системе требований. Эти требования и могут составлять содержание СПН. ð оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН.
Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, предъявляемых к человеку, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и т.д.
Пр.1: в качестве социально-психологического норматива можно использовать программные требования, которые представлены в программах образования школы (пр: ШТУР – школьный тест умственного развития (8 – 10 классы)). Учебные программы – это гос. стандарт. Пр.2: АСТУР – абитуриенты, старшеклассники – тест умственного развития. В тесте представлены задания, которые представлены в содержании учебных программ. ð Весь набор заданий теста – в качестве социально-психологического норматива. Результаты тестирования позволяют определить – что ученик не усвоил, какие у него интересы, где он более продвинут, и т.д. Можно использовать для проф. ориентации. В основе этого теста – тест структуры интеллекта Амтхауэра.
При оценке конкретных результатов мы должны смотреть, где находится исследуемый по отношению к своей выборке (пр: он м.б. иностранцем… СПН к нему не подходит).
Теоретическая основа СПН: понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А.Н. Леонтьев охарактеризовал как специфический процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.
Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Жизнь нормативов, т.е. время их существования, зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой. Важнейшая особенность СПН: такие тесты обладают очень важным свойством – принципом коррекционности (= принцип обучаемости).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |