Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема критерия в психодиагностике




Билет 11.

 

Для того, чтобы определить степень выраженности того или иного признака, необходима некая отправная точка, в сравнении с которой можно сказать «меньше» или «больше», «соответствует» или «не соответствует» и т.д. Такой точкой является определенный критерий и связанная с ним норма.

ð Критерий необходим для того, чтобы определить степень выраженности признака.

В ПД существуют разные критерии.

 

Виды критериев:

1. внутренний, или имманентный критерий;

2. внешний критерий;

3. социально-психологический норматив.

Выбор того или иного критерия зависит от цели обследования, способа, характеристик изучаемого явления и т.п.

Внутренний/ имманентный критерий.

Встречается наиболее часто.

Для вычисления внутреннего критерия (= статистической нормы) нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе → в систему координат заносятся данные и получают форму распределения (кривая может иметь самую разную форму).

Внутренний критерий нельзя использовать без нормального распределения. В этом случае используется социально-психологический норматив.

 

В качестве характеристики нормы измеряемого свойства выступает среднее арифметическое по выборке с учетом стандартного отклонения.

В сопоставлении с этой нормой интерпретируются индивидуальные результаты каждого испытуемого.

!! Однако при помощи данного критерия можно установить выраженность какого-либо свойства только относительно нормы внутри данной группы.

 

Получив статистическую норму, можно дифференцировать испытуемых и легко интерпретировать результаты обследования.

 

Внешний критерий.

Его выбор чаще всего зависит от невозможности изучить то или иное свойство непосредственным его измерением или наблюдением.

В таком случае в качестве внешнего критерия используется какое-то другое свойство, связь которого с измеряемым свойством эмпирически доказана.

 

Пр: мы не можем непосредственно измерить уровень общительности, но знаем, что данное свойство статистически значимо связано с показателями «поле зависимости» и «поле независимости».

 

Проведя измерение связанных с необходимым нам свойством характеристик, мы можем сделать определенные выводы, по интересующему нас свойству.

 

Социально-психологический норматив (СПН)

(А. Анастази, К.М. Гуревич).

СПН – это система требований, которую предъявляет общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Любой член общества, чтобы быть принятым, должен соответствовать определенной системе требований.

Эти требования и могут составлять содержание СПН.

ð оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН.

 

Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, предъявляемых к человеку, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и т.д.

 

Пр.1: в качестве социально-психологического норматива можно использовать программные требования, которые представлены в программах образования школы (пр: ШТУР – школьный тест умственного развития (8 – 10 классы)).

Учебные программы – это гос. стандарт.

Пр.2: АСТУР – абитуриенты, старшеклассники – тест умственного развития.

В тесте представлены задания, которые представлены в содержании учебных программ.

ð Весь набор заданий теста – в качестве социально-психологического норматива.

Результаты тестирования позволяют определить – что ученик не усвоил, какие у него интересы, где он более продвинут, и т.д.

Можно использовать для проф. ориентации.

В основе этого теста – тест структуры интеллекта Амтхауэра.

 

При оценке конкретных результатов мы должны смотреть, где находится исследуемый по отношению к своей выборке (пр: он м.б. иностранцем… СПН к нему не подходит).

 

Теоретическая основа СПН: понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А.Н. Леонтьев охарактеризовал как специфический процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.

 

Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.

Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества.

Жизнь нормативов, т.е. время их существования, зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой.

Важнейшая особенность СПН: такие тесты обладают очень важным свойством – принципом коррекционности (= принцип обучаемости).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.