КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация тестовых процедур. Виды шкал
Билет 15. Формализация испытаний – придание какой-то определенной формы процедуре конкретного испытания → стандартизация – приведение к единообразию: содержания, проведения, процедуры обработки и т.д.
Определяет точность, надежность измерительного инструмента, и позволяет сопоставлять результаты измерения разных испытуемых/ одного человека при разных условиях; сопоставлять измения, полученые разными людьми.
2 формы стандартизации: 1. Регламентация процедуры проведения обследования – позволяет сопоставлять результаты испытания у разных обследуемых. Элементы стандартизации: унификация инструкции, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристик контингента обследуемых и т.д.
2. Стандартизация оценок – это преобразование нормальной шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого признака, а на его относительном месте в выборке. Сырые баллы → шкальные оценки: необходимо для сопоставления методик, сравнения результатов, полученных с помощью разных методик.
Бурлачук. Стандартизация теста наиболее важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. При этом вводится понятие нормы или нормативных показателей.
Для получения стандартных норм, нужно отобрать большое количество испытуемых в соответствии с ясно обозначенным критерием. При формировании выборки стандартизации следует учитывать ее объем и репрезентативность.
Нормы на каждой группе должны быть представлены в средних величинах (среднее значение) и показателем стандартного отклонение. !!!!!!! В подавляющем большинстве психодиагностических процедур обработка сводится к подсчету суммы баллов по шкале за правильно решенные задания или за ответы, совпадающие с ключом. Но по таким нормам нельзя делать какие-либо выводы о наличии или проявленности того или иного свойства. Чтобы интерпретировать значение индивидуальных тестовых оценок, необходимо использовать нормы.
Психологические нормы позволяют сравнивать: 1) индивидуальные результаты испытуемых с результатами других людей по этому тесту. 2) Кроме того, они обеспечивают сравнение результатов, полученных по одному тесту, с результатами выполнения других тестов. 3) Наконец, б/я нормам возможно сравнение результатов выполнения теста одним и тем же испытуемым (или одной и той же группой испытуемых) в разных возрастах. Без использования статистических норм такое сравнение обычно совершенно некорректно.
Получение тестовых норм: В странах с развитой ПД-кой культурой существуют специальные таблицы конвертации показателей, полученных по разным тестам.
В настоящее время чаще всего применяются следующие количественные ПД-кие нормы: 1) процентили 2) шкалы IQ 3) Т-баллы 4) Шкалы стенов («стандартная десятка», в которую переводятся «сырые» баллы).
Процентильные нормы – показывает как тест выполнен относительно других испытуемых, которые также решали его (пр: 26 процентиль – показывает, что только 26% испытуемых выборки стандартизации выполнили тест хуже). Процентили делят все распределение результатов в выборке стандартизации на 4 чсти: От 75 до 100 – очень высокий уровень. От 51 до 75 – зона нормы (выше среднего). От 26 до 50 – зона нормы (ниже среднего). до 25 – очень низкий уровень.
Если выборка стандартизации репрезентативна (способна количественно и качественно отражать всю популяцию в целом), психологу достаточно сравнить свои данные по тесту, имеющему такие нормы, с процентильными таблицами для того, чтобы сделать вывод об уровне и других особенностей полученных в «своей выборке» показателей.
Вычисление процентильных норм доступно практическому психологу. Преимущество процентилей – возможность их использования при наличии даже тех показателей, которые не имеют нормального распределения.
!!! Нормальное распределение по шкале дает возможность использования стандартизированных шкал.
Стандартные показатели получают 2-мя путями: 1. Линейный = преобразования проводятся в 2 этапа: → 1) Осуществляется z -преобразование «сырых» баллов = приведение сырых баллов к стандартному единичному нормальному распределению. При этом сохраняют все свойства исходного распределения «сырых» оценок. Zi = (xi – Mi): σ М – среднее арифметическое по шкале для всей выборки стандартизации. Х – индивидуальный сырой балл испытуемого. Z -преобразование позволяет шкалы любой размерности приводить к шкалам одного и того же масштаба. После такого преобразования среднее значение любой шкалы будет = 0, а стандартное отклонение = 1, т.е. зона нормы ограницена от -1 до +1, а зона абсолютной нормы от -0,5 до +0,5. Т.о. решается проблема тестов, имеющих различные единицы измерения, или даже тех тестов, где нет четко фиксированного диапазона минимальных и максимальных оценок. Все оценки по ним переводятся в единую стандартизированную шкалу. Это позволяет сравнивать, например, выраженность различных свойств памяти, измеренной с помощью различных процедур.
→ 2) линейное преобразование Z -показателя Zt = a + bZi Zt - преобразованный в нужную шкалу Z -показатель Zi – индивидуальный Z -показатель а – новое значение средней арифметической. b – новое значение стандартного отклонения.
Наиболее популярные формулы преобразований: Т-шкала (шкала Мак-Кола: в диапазоне от 20 до 80 баллов располагается абсолютное большинство всех результатов). Среднее = 50, отклонение = 10. зона нормы = 40–60 баллов. Узкой нормы = 45–55 баллов. Ti = 50 + 10 Zi
Шкала «стенайнов» (целочисленные значения от 1 до 9 – стандартная девятка. Среднее значние = 5, отклонение = 2. Зона нормы = 3–7). Стены (стандартная десятка Кеттелла; среднее = 5,5, отклонение = 2. Зона нормы = 3,5–7,5). X10 = 5,5 + 2Zi Стандартная шкала IQ (среднее = 100, отклонение = 15. Зона нормы = 85–115). IQi = 100 + 15Zi
1. Нелинейный = прибегают, чтобы сопоставить показатели, полученные на основе распределений разной формы (нормализованные стандартные показатели). Такие показатели обычно рассчитываются с помощью таблиц.
Грамотная стандартизация «сырых баллов» делает возможным, кроме сравнения, использование профилей в интерпретации и представлении полученных результатов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |