КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к психометрической подготовке психолога
Билет 20. Технологический алгоритм разработки теста. Билет 19.
1. Определяемся с феноменом (с темой).
2. Изучение литературы по этому вопросу и знакомство с методиками, которые уже есть.
3. Формулируем операциональное определение феномена (операционализируемое – в котором содержаться поведенческие индикаторы).
4. Составление группы вопросов на каждый поведенческий индикатор (≈10-15 вопросов).
5. Экспертиза для установления содержательной валидности (экспертов д.б. не менее 3-х). а) эксперт должен оценить каждый вопрос по степени соответствия изучаемому конструкту. б) эксперт должен оценить степень корректности формулировок (понятность, недвусмысленность, предполагает ответы как ДА, так и НЕТ, не социально желательны, и т.д.).
6. Компоновать методику (для профилактики установки на согласие): - по предполагаемым ответам; - по группам; - по формулировке и т.д.
7. Составить инструкцию и шкалу ответов.
8. Проведение на выборке испытуемых (не менее 100–150 человек).
9. Обработка данных и психометрическая проверка опросника. а) определение шкал опросника (определение его психометрического конструкта). → факторный анализ: (1)- по каменистой осыпи определяем количество факторов; (2)- факторизуем по выделенному количеству факторов; (3)- убираем вопросы с минимальной нагрузкой → (2) → (3) (4)- создаем ключ. б) проверка надежности: - делим на 2 половины; - сравниваем методом альфа-Кронбака.
10. Проверка валидности. а) конструктная валидность (конвергентная – сравнить наш опросник с аналогичным (суммарный балл по нашему + суммарный балл по другому)). Оптимально: р = 0,7 или 0,8. б) критериальная валидность – оценить каждого человека и т.д.
Для эффективного развития практической диагностики сегодня требуется резкое повышение психометрической культуры всех психологов, использующих измерительные психодиагностические методики-тесты. Методами рестандартизации теста, простейшими приемами проверки надежности и валидности должны владеть все психологи.
Всеобщая психометрическая грамотность психологов не исключает выделение из их среды специалистов особого рода – психологов-психометристов, профессионально занимающихся психометрическим обеспечением ПД. ð целесообразно привести 2 списка нормативных требований – к психологу вообще и к психологу-психометристу.
Требования к психологу. Психолог должен… 1. …уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по ПД. Должен знать: - какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики; - в какой степени эти психометрические характеристики соответствуют типу теста, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой требуется его использование – с другой
2. …правильно определить: - в какой мере известные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуации с учетом контингента испытуемых и типа диагностической ситуации; - в какой мере имеет место ситуация «внутрикультурного переноса» и требуется произвести рестандартизацию тестовых норм.
3. …уметь самостоятельно собрать данные, провести корреляционную обработку и измерить эмпирическую валидность – эффективность методики по отношению к заданному критерию. При необходимости должен уметь самостоятельно конкретизировать операциональные индикаторы критериальной информации.
4. …уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности (при этом проверять свою гипотезу статистически).
5. …вести двойную документацию: все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики.
6. …уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обуславливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы, статистически фиксировать достижение приемлемого уровня достоверности для массовых результатов в групповой диагностике.
7. …овладевать приемами сложного качественного подсчета косвенных тестовых показателей, а также интегральных показателей, требующих агрегирования многообразной числовой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ.
Требования к психологу-психометристу. Психолог-психометрист должен… 1. …уметь самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: - проверка надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста; - отсев ненадежных и невалидных пунктов; - построение и анализ распределения тестовых баллов; - построение математического уравнения для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.
2. …уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога в рамках стандартных операциональных систем, интерпретаторов или компиляторов для языков высокого уровня, знать структуру используемых в ПД баз данных и уметь управлять базами данных.
3. …уметь организовывать работу психологов-психодиагностов: - по ведению документации и используемым методикам; - по соблюдению методических стандартов; - по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.
4. … уметь вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно иерархизируя методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций к использованию стандартизированных методик.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |