КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика интеллекта
Билет 24.
2,5–5 лет – возрастные уровни выдаются с интервалом в полгода. 5–14 лет – с интервалом в 1 год. 14–18 лет – 3 уровня, интервал > 1 года. В каждом уровне 6 тестовых заданий. Задания внутри возрастного уровня одинаковы по трудности и распределены без учета сложности заданий. !!** Специфика этой шкалы в том, что она перегружена вербальным материалом, направлена на диагностику вербальных способностей, и проблематична при заимствованиях в рамках другой культуры.
Векслер Д. «Шкалы измерения интеллекта». 1939 г. – первая версия шкалы для диагностики интеллекта от 7 до 69 лет. Этот тест отличается тем, что нет группировки заданий по возрастному параметру. А сходные по содержанию задания объединены в субтесты (от простых к сложным).
Векслер впервые вводит понятие возрастной нормы, т.е. результат обследования соотносится с результатами той группы, которая его характеризует.
В настоящее время используется 3 варианта теста Векслера: I – 16–64 лет II – 6,5–16,5 лет III – 4–6,5 лет В России распространены 1 и 2 варианты.
Шкалы измерения интеллекта взрослого включают в себя… 11 субтестов, которые делятся на 6 вербальных и 5 невербальных: (60–70 мин. на весь тест) ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. 1. Общая осведомленность – позволяет диагностировать уровень простых знаний. Правильные ответы = 1 балл. Вопросы открытые. Пр: Из чего сделана резина?
2. Субтест понимания – измерение способности понимать смысл, значение выражения, способность к суждению (14 заданий). Позволяет судить о степени понимания общественных и моральных норм. Ответы = 1, 2, 3 балла (в зависимости от характера ответа). Пр: Что нужно сделать, если Вы нашли на улице конверт с адресом и непогашенной маркой?
3. Арифметический субтест (14 заданий) – предполагает устное решение простых арифметических задач и позволяет диагностировать легкость оперирования арифметическим материалом. Диагностирует способность концентрации внимания и т.п. Оценка ответов с учетом времени выполнения: ограничение + решение. max = 2 балла (если укладывается во времени). Проводится индивидуально.
4. Субстест нахождения сходства (13 пар слов) – обследуемый должен подвести понятия под общую категорию. Диагностирует способность к формированию понятия, к классификации и упорядочиванию воспринимаемого материала, к абстрагированию, сравнению, выявлению сходств и различий. Оценка = от 0 до 2 баллов.
5. Субтест запоминания цифр – для исследования оперативной памяти и внимания. Состоит из 2-х частей: - воспроизведение цифр в прямом порядке; - воспроизведение цифр в обратном порядке.
6. Словарный субтест (42 задания) – оценивает словарный запас человека. От обследуемого требуется объяснить значения слов. Оценка – от 0 до 2 баллов.
Вербальная шкала очень тесно коррелирует с культурой обследуемого, эрудицией.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. 7. Шифровка цифр – даются ряды цифр. Каждая цифра имеет свой код (знак). Под каждой цифрой надо поставить свой знак. Время ограничивается. - Исследуется степень усвоения зрительных навыков и способность к концентрации.
8. Недостающие детали – 21 карточка, на которых нарисованы предметы с недостающими деталями. Надо определить чего не хватает. Диагностирует особенность зрительного восприятия, наблюдательность. Карточка предъявляется на 20 сек. Правильный ответ = 1 балл.
9. Кубики Коса (40 заданий). Кубики Коса – это кубики, грани которых окрашены в разные цвета. Стороны: 2 красные, 2 белые, 2 разделены пополам (по диагонали). 9 кубиков. Из этих кубиков обследуемый долен выложить узор по образцу. Задания м.б. достаточно простые, а м.б. сложные. + дается обозначение времени. Изучается сенсорно-моторная координация, способность к синтезу целого из частей. Оценка зависит от точности и времени решения.
10. Последовательные картинки. 8 серий заданий. Каждая серия представляет собой сюжет. Картинки предъявляются в хаотичном порядке. Задача – собрать правильную последовательность. Временные ограничения. Усложнения – в количестве картинок (от 3 до 7). Диагностирует способность к организации целого из частей, понимание ситуации и предвосхищение событий.
11. Субтест составления фигур. Включает в себя 4 задания. Обследуемый долен составить фигуру достаточно хорошо известного предмета из отдельных деталей. Диагностирует то же самое, что и в кубиках Коса. Перед обследуемым в хаотичном порядке положены разные детали. Ему надо их соединить, чтобы получилась какая-то фигура (пр: слон, человек, лицо). Ограничение по времени.
Шкалы Векслера позволяют дать оценку общего интеллекта, вербального и практического интеллекта. + позволяют выявить умственно отсталых и нарушения интеллекта. Существуют соотношения субтестов.
Рудольф Амтхауэр (Германия). - проблемы изучения интеллекта и проблемы проф. деятельности.
ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА. Первый вариант этого теста был разработан в 1953 г. Предназначался для диагностики интеллекта обследуемых в возрасте от 13 до 61 года. Последняя редакция – 1973 г. Интеллект – структурированная целостность способностей, проявляемых в различных видах деятельности. Познавать интеллект можно только в деятельности человека.
Тест диагностирует 4 компонента интеллекта: 1. Вербальный компонент: - индуктивное мышление - абстрактное мышление - формирование суждений 2. Счетно-математический компонент. 3. Пространственные представления. 4. Мнемический компонент.
На выполнение каждого субтеста даются временные ограничения. Не выполнение всего теста – 90 мин. Существует 3 параллельные формы.
9 субтестов (176 заданий; задания закрытого типа): ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ: 1. Логический отбор – исследование индивидуального мышления, языкового чутья. Обследуемый должен завершить предложение словом из данного списка. 20 заданий. Время – 6 мин. Пр: У дерева всегда есть… а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.
2. Определение общих признаков или черт – исследуется способность к абстрагированию. Дается 5 слов, из которых надо выбрать одно лишнее. 20 заданий, 6 мин.
3. Субтест аналогий – диагностируются комбинаторные способности и умение выявлять связи. Предлагается пара слов, которые находятся друг к другу в определенном отношении. Затем дается третье слово, к которому необходимо найти слово в таком же отношении. 11 заданий, 7 мин. Пр: Слово «ножницы» так относится к слову «резать», как «орнамент» к слову…а) украшать, б) вышивать, в) рисовать…
4. Классификация – позволяет оценивать способность выносить суждения. Требуется обозначить 2 слова общим понятием. 10 пар слов, 8 мин. Оценка от 0 до 2 баллов (в остальных субтестах = по 1 баллу). Вариантов ответа нет (в остальных субтестах – есть). Пр: яблоко, земляника → плод
5. Счет – диагностируется уровень развития арифметических способностей, математического мышления. 20 арифметических задач, 10 мин.
6. Ряды чисел – диагностируется индуктивное мышление. Задание – установить закономерность числового ряда и продолжить его. 20 заданий, 10 мин. Пр: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24… 29 4,7,8,7,10,11,10… 13 (зак-ть +3.. +1.. -1)
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ. 7. Выбор фигур – исследуется пространственное воображение, способность представлять фигуры. 20 заданий, 7 мин.
8. Кубики – диагностируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве. 20 заданий, 9 мин.
9. Задания на сосредоточение внимания и памяти – исследуется память. Предлагается запомнить слова. Особенность – слова предъявляются в таблице (с категориями). Потом дается задание – слово, которое было на букву «Б», например, отнести к той категории, к которой оно относилось. Запоминание – 3 мин., воспроизведение – 10 мин.
С точки зрения Амтхауэра, первые 4 субтеста позволяют диагностировать теоретические способности человека, а 5–9 субтесты – практические способности. В зависимости от результатов, можно давать рекомендации к выбору профессии. ð тест широко используется в проф. ориентационной работе.
Гуревич – ШТУР. ШТУР = школьный тест умственного развития.
Принцип нормативной диагностики, т.е. диагностика ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив. Умственное развитие предопределено школьными программами.
Существует 2 параллельные формы.
Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность-1. Соответствует первому субтесту Амтхауэра. 2. Осведомленность-2. Необходимо подобрать синоним к заданному слову (пр: век… история, столетие, прогресс). 3. Аналогия. 4. Классификация. Изучение способности к логической классификации. 5. Обобщение. Изучение способности к логическим обобщениям. 6. Числовые ряды.
Полный состав теста – норматив умственного развития. С этим нормативом сравнивается число заданий, которые выполнил ученик.
Тест можно использовать в проф. ориентационной работе.
АСТУР – тот же коллектив разработчиков. Построен на принципе нормативной диагностики. 9–11 классы. Сюда включены задания, аналогичные ШТУРу + пространственные представления, понимание инструкций, логические схемы. ШТУР – адаптированный вариант теста Амтхауэра.
Попытка создания свободных от культуры тестов интеллекта. Прогрессивные матрицы Равена. В основе – модель интеллекта Спирмена.
Продуктивная способность – это целостное восприятие проблемной ситуации, ее анализ, выделение проблемы, выход за пределы имеющихся данных, формирование понятийных конструктов в невербальной форме. Прогрессивные матрицы – серия заданий, построенных по принципу нарастающей сложности (1938 г.).
Тест состоит из 60 диаграмм-головоломок, в которых наглядно задаются последовательности. Изменения одновременно в 1 или 2 последовательностях. Они разделены на 5 серий.
Первое задание каждой серии имеет очевидное решение, последующие имеют тот же принцип, но прогрессируют по сложности – это обеспечивает самообучение. Время работы не ограничивается.
Показатель интеллектуальных способностей человека – общее количество баллов, которое набирает обследуемый.
Уникальность матриц в том, что они используются более 70 лет.
В 1947 г. – были созданы цветные прогрессивные матрицы. 1 серия – 12 заданий 2 серия – 36 заданий. Для более детальной оценки интеллекта наиболее способной части популяции, и проф. диагностики.
Преимущества теста: - конструктивная однородность и обоснованность; - быстрота проведения и легкость подсчета результата; - ясная интерпретация данных.
В рамках объективного подхода можно выделить6 1) тесты спец. способностей: - математические способности - организаторские способности - музыкальные способности - скорость чтения - скорость печатания
2) тесты достижений – изучают уровень сформированности ЗУНов. Они построены на основе учебной программы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |