Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика интеллекта




Билет 24.


Шкала Стендфорд-Бине – диагностирует умственный возраст (2,5–17 лет). Тесты группируются по возрастным уровням:

2,5–5 лет – возрастные уровни выдаются с интервалом в полгода.

5–14 лет – с интервалом в 1 год.

14–18 лет – 3 уровня, интервал > 1 года.

В каждом уровне 6 тестовых заданий. Задания внутри возрастного уровня одинаковы по трудности и распределены без учета сложности заданий.

!!** Специфика этой шкалы в том, что она перегружена вербальным материалом, направлена на диагностику вербальных способностей, и проблематична при заимствованиях в рамках другой культуры.

 

Векслер Д. «Шкалы измерения интеллекта».

1939 г. – первая версия шкалы для диагностики интеллекта от 7 до 69 лет.

Этот тест отличается тем, что нет группировки заданий по возрастному параметру. А сходные по содержанию задания объединены в субтесты (от простых к сложным).

 

Векслер впервые вводит понятие возрастной нормы, т.е. результат обследования соотносится с результатами той группы, которая его характеризует.

 

В настоящее время используется 3 варианта теста Векслера:

I – 16–64 лет

II – 6,5–16,5 лет

III – 4–6,5 лет

В России распространены 1 и 2 варианты.

 

Шкалы измерения интеллекта взрослого включают в себя…

11 субтестов, которые делятся на 6 вербальных и 5 невербальных:

(60–70 мин. на весь тест)

ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

1. Общая осведомленность – позволяет диагностировать уровень простых знаний.

Правильные ответы = 1 балл.

Вопросы открытые.

Пр: Из чего сделана резина?

 

2. Субтест понимания – измерение способности понимать смысл, значение выражения, способность к суждению (14 заданий).

Позволяет судить о степени понимания общественных и моральных норм.

Ответы = 1, 2, 3 балла (в зависимости от характера ответа).

Пр: Что нужно сделать, если Вы нашли на улице конверт с адресом и непогашенной маркой?

 

3. Арифметический субтест (14 заданий) – предполагает устное решение простых арифметических задач и позволяет диагностировать легкость оперирования арифметическим материалом.

Диагностирует способность концентрации внимания и т.п.

Оценка ответов с учетом времени выполнения: ограничение + решение.

max = 2 балла (если укладывается во времени).

Проводится индивидуально.

 

4. Субстест нахождения сходства (13 пар слов) – обследуемый должен подвести понятия под общую категорию.

Диагностирует способность к формированию понятия, к классификации и упорядочиванию воспринимаемого материала, к абстрагированию, сравнению, выявлению сходств и различий.

Оценка = от 0 до 2 баллов.

 

5. Субтест запоминания цифр – для исследования оперативной памяти и внимания.

Состоит из 2-х частей:

- воспроизведение цифр в прямом порядке;

- воспроизведение цифр в обратном порядке.

 

6. Словарный субтест (42 задания) – оценивает словарный запас человека.

От обследуемого требуется объяснить значения слов.

Оценка – от 0 до 2 баллов.

 

Вербальная шкала очень тесно коррелирует с культурой обследуемого, эрудицией.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

7. Шифровка цифр – даются ряды цифр. Каждая цифра имеет свой код (знак). Под каждой цифрой надо поставить свой знак.

Время ограничивается.

- Исследуется степень усвоения зрительных навыков и способность к концентрации.

 

8. Недостающие детали – 21 карточка, на которых нарисованы предметы с недостающими деталями. Надо определить чего не хватает.

Диагностирует особенность зрительного восприятия, наблюдательность.

Карточка предъявляется на 20 сек.

Правильный ответ = 1 балл.

 

9. Кубики Коса (40 заданий).

Кубики Коса – это кубики, грани которых окрашены в разные цвета.

Стороны: 2 красные, 2 белые, 2 разделены пополам (по диагонали).

9 кубиков.

Из этих кубиков обследуемый долен выложить узор по образцу. Задания м.б. достаточно простые, а м.б. сложные.

+ дается обозначение времени.

Изучается сенсорно-моторная координация, способность к синтезу целого из частей.

Оценка зависит от точности и времени решения.

 

10. Последовательные картинки.

8 серий заданий. Каждая серия представляет собой сюжет.

Картинки предъявляются в хаотичном порядке.

Задача – собрать правильную последовательность.

Временные ограничения.

Усложнения – в количестве картинок (от 3 до 7).

Диагностирует способность к организации целого из частей, понимание ситуации и предвосхищение событий.

 

11. Субтест составления фигур.

Включает в себя 4 задания.

Обследуемый долен составить фигуру достаточно хорошо известного предмета из отдельных деталей.

Диагностирует то же самое, что и в кубиках Коса.

Перед обследуемым в хаотичном порядке положены разные детали. Ему надо их соединить, чтобы получилась какая-то фигура (пр: слон, человек, лицо).

Ограничение по времени.

 

Шкалы Векслера позволяют дать оценку общего интеллекта, вербального и практического интеллекта.

+ позволяют выявить умственно отсталых и нарушения интеллекта.

Существуют соотношения субтестов.

 

Рудольф Амтхауэр (Германия).

- проблемы изучения интеллекта и проблемы проф. деятельности.

 

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА.

Первый вариант этого теста был разработан в 1953 г. Предназначался для диагностики интеллекта обследуемых в возрасте от 13 до 61 года.

Последняя редакция – 1973 г.

Интеллект – структурированная целостность способностей, проявляемых в различных видах деятельности.

Познавать интеллект можно только в деятельности человека.

 

Тест диагностирует 4 компонента интеллекта:

1. Вербальный компонент:

- индуктивное мышление

- абстрактное мышление

- формирование суждений

2. Счетно-математический компонент.

3. Пространственные представления.

4. Мнемический компонент.

 

На выполнение каждого субтеста даются временные ограничения.

Не выполнение всего теста – 90 мин.

Существует 3 параллельные формы.

 

9 субтестов (176 заданий; задания закрытого типа):

ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ:

1. Логический отбор – исследование индивидуального мышления, языкового чутья.

Обследуемый должен завершить предложение словом из данного списка.

20 заданий.

Время – 6 мин.

Пр: У дерева всегда есть… а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

 

2. Определение общих признаков или черт – исследуется способность к абстрагированию.

Дается 5 слов, из которых надо выбрать одно лишнее.

20 заданий, 6 мин.

 

3. Субтест аналогий – диагностируются комбинаторные способности и умение выявлять связи.

Предлагается пара слов, которые находятся друг к другу в определенном отношении. Затем дается третье слово, к которому необходимо найти слово в таком же отношении.

11 заданий, 7 мин.

Пр: Слово «ножницы» так относится к слову «резать», как «орнамент» к слову…а) украшать, б) вышивать, в) рисовать…

 

4. Классификация – позволяет оценивать способность выносить суждения.

Требуется обозначить 2 слова общим понятием.

10 пар слов, 8 мин.

Оценка от 0 до 2 баллов (в остальных субтестах = по 1 баллу).

Вариантов ответа нет (в остальных субтестах – есть).

Пр: яблоко, земляника → плод

 

5. Счет – диагностируется уровень развития арифметических способностей, математического мышления.

20 арифметических задач, 10 мин.

 

6. Ряды чисел – диагностируется индуктивное мышление.

Задание – установить закономерность числового ряда и продолжить его.

20 заданий, 10 мин.

Пр: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24… 29

4,7,8,7,10,11,10… 13 (зак-ть +3.. +1.. -1)

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ.

7. Выбор фигур – исследуется пространственное воображение, способность представлять фигуры.

20 заданий, 7 мин.

 

8. Кубики – диагностируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве.

20 заданий, 9 мин.

 

9. Задания на сосредоточение внимания и памяти – исследуется память.

Предлагается запомнить слова.

Особенность – слова предъявляются в таблице (с категориями).

Потом дается задание – слово, которое было на букву «Б», например, отнести к той категории, к которой оно относилось.

Запоминание – 3 мин., воспроизведение – 10 мин.

 

С точки зрения Амтхауэра, первые 4 субтеста позволяют диагностировать теоретические способности человека, а 5–9 субтесты – практические способности.

В зависимости от результатов, можно давать рекомендации к выбору профессии.

ð тест широко используется в проф. ориентационной работе.

 

Гуревич – ШТУР.

ШТУР = школьный тест умственного развития.

 

Принцип нормативной диагностики, т.е. диагностика ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.

Умственное развитие предопределено школьными программами.

 

Существует 2 параллельные формы.

 

Состоит из 6 субтестов:

1. Осведомленность-1. Соответствует первому субтесту Амтхауэра.

2. Осведомленность-2. Необходимо подобрать синоним к заданному слову (пр: век… история, столетие, прогресс).

3. Аналогия.

4. Классификация. Изучение способности к логической классификации.

5. Обобщение. Изучение способности к логическим обобщениям.

6. Числовые ряды.

 

Полный состав теста – норматив умственного развития.

С этим нормативом сравнивается число заданий, которые выполнил ученик.

 

Тест можно использовать в проф. ориентационной работе.

 

АСТУР – тот же коллектив разработчиков.

Построен на принципе нормативной диагностики.

9–11 классы.

Сюда включены задания, аналогичные ШТУРу + пространственные представления, понимание инструкций, логические схемы.

ШТУР – адаптированный вариант теста Амтхауэра.

 

Попытка создания свободных от культуры тестов интеллекта.

Прогрессивные матрицы Равена.

В основе – модель интеллекта Спирмена.

 

Продуктивная способность – это целостное восприятие проблемной ситуации, ее анализ, выделение проблемы, выход за пределы имеющихся данных, формирование понятийных конструктов в невербальной форме.

Прогрессивные матрицы – серия заданий, построенных по принципу нарастающей сложности (1938 г.).

 

Тест состоит из 60 диаграмм-головоломок, в которых наглядно задаются последовательности.

Изменения одновременно в 1 или 2 последовательностях.

Они разделены на 5 серий.

 

Первое задание каждой серии имеет очевидное решение, последующие имеют тот же принцип, но прогрессируют по сложности – это обеспечивает самообучение.

Время работы не ограничивается.

 

Показатель интеллектуальных способностей человека – общее количество баллов, которое набирает обследуемый.

 

Уникальность матриц в том, что они используются более 70 лет.

 

В 1947 г. – были созданы цветные прогрессивные матрицы.

1 серия – 12 заданий

2 серия – 36 заданий. Для более детальной оценки интеллекта наиболее способной части популяции, и проф. диагностики.

 

Преимущества теста:

- конструктивная однородность и обоснованность;

- быстрота проведения и легкость подсчета результата;

- ясная интерпретация данных.

 

В рамках объективного подхода можно выделить6

1) тесты спец. способностей:

- математические способности

- организаторские способности

- музыкальные способности

- скорость чтения

- скорость печатания

 

2) тесты достижений – изучают уровень сформированности ЗУНов. Они построены на основе учебной программы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.