КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к проведению психодиагностического обследования
Билет 27.
Подготовка: 1. Изучение запроса. 2. Подбор методик. - любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе. - инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.). 3. Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)). 4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога): - изолированность помещения от посторонних лиц, шумов. - оно должно быть достаточно хорошо освещено. - тепловой режим. - воздушный режим. 5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы). 6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение. 7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки). 8. Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).
Требования к организации обследования. Индивидуальное тестирование. 1. Прием в отдельном кабинете.
2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера). При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели: - характер задания; - мы не должны нарушать личное пространство клиента; - чувство безопасности, защищенности. Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать. Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями. Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании. Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).
3. Создание положительной мотивации на обследование: - своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает; - демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу); - побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию; - иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах. Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента. Смысл беседы: - снятие психологического напряжения; - снятие страха. Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п. Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.
4. Ситуация тестирования. - знакомство с инструкцией: * обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию; * иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.
- когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.
- когда у клиента возникают вопросы: * если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д. *ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.
- контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.
- во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.
- если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения. Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.
5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов. - психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование: * внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы. * на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы). * профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.
- особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д. Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.
6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)). Как вести эти записи: - использование технических средств; - система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи). НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается). + надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.
7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 9115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |