КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 21
Классификация психодиагностических процедур. Психодиагностическое обследование характеризуется измерительно-испытательной и оценочной направленностью. За счет этой направленности достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Требования: - стандартизация инструмента измерения + нормы. - каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности. - жесткие требования к процедуре исследования.
Психодиагностический метод позволяет выявить специфические мотивы, которые определяют активность субъекта, они задают определенную стратегию поведения субъекта, и кроме того, они определяют особенности ситуации (как социальной, так и стимульной).
Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций.
Бурлачук. 3 подхода к классификации методов: 1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик: - для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные); - тесты интеллекта.
2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).
3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.
Объективный подход. Личностные опросники – представлены двумя группами. 1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания. Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов. Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается. (пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости. Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека). 2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности. (пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера. Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание). Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах: 3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности. (пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей). 4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.
Субъективный подход. 1. Личностные опросники. 2. Опросники состояния и настроения. 3. Опросники мнений. 4. Опросники–анкеты. … для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека.
Проективный подход. Классификация Розенцвейга: 1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты). 2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)). 3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).
Классификация Шванцара: I. по используемому материалу: 1. Вербальные (задания формулируются словами). 2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена). 3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса). 4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).
II. по количеству получаемых показателей: 1. Простые показатели (пр: Айзенк). 2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).
III. по качеству ответа: 1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта). 2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).
IV. по психической активности обследуемых: 1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы). 2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями. 3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал. 4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.
Классификация Бодалева, Столина:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |