Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 21




Классификация психодиагностических процедур.

Психодиагностическое обследование характеризуется измерительно-испытательной и оценочной направленностью. За счет этой направленности достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

 

Требования:

- стандартизация инструмента измерения + нормы.

- каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности.

- жесткие требования к процедуре исследования.

 

Психодиагностический метод позволяет выявить специфические мотивы, которые определяют активность субъекта, они задают определенную стратегию поведения субъекта, и кроме того, они определяют особенности ситуации (как социальной, так и стимульной).

 

Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций.

 

Бурлачук.

3 подхода к классификации методов:

1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик:

- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

- тесты интеллекта.

 

2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).

 

3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.

 

Объективный подход.

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

 

Субъективный подход.

1. Личностные опросники.

2. Опросники состояния и настроения.

3. Опросники мнений.

4. Опросники–анкеты.

… для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека.

 

Проективный подход.

Классификация Розенцвейга:

1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).

2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)).

3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).

 

 

Классификация Шванцара:

I. по используемому материалу:

1. Вербальные (задания формулируются словами).

2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена).

3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса).

4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).

 

II. по количеству получаемых показателей:

1. Простые показатели (пр: Айзенк).

2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).

 

III. по качеству ответа:

1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта).

2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).

 

IV. по психической активности обследуемых:

1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы).

2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями.

3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал.

4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.

 

Классификация Бодалева, Столина:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.