КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Надежность теста и ее виды
Билет 17.
Психометрика – область ПД, связанная с теорией, практикой и измерениями ПД. Методологическая дисциплина (по отношению к ПД): Обосновывает требования к… - измерительным психодиагностическим методам; - процедурам разработки теста; - применению процедуры статистического анализа; - адаптации методик к новым условиям их применения; - интерпретации тестовых данных (пр: проблема критерия и т.п.).
Знание психометрики необходимо для критичности…: - в понимании ограниченности методик; - в понимании допущений, которые были сделаны при разработке; - в понимании валидности и надежности и т.д.
Основные психометрические характеристики: - надежность; - валидность.
НАДЕЖНОСТЬ (устойчивость) – это такая характеристика методики, которая позволяет оценить постоянство тестовых показателей (т.е. устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов).
На надежность методики влияет (посторонние факторы): - нестабильность диагностируемого свойства; - несовершенство диагностических методик: – небрежно составленная инструкция; – разнородные по своему характеру задания; – нечетко определенная область измерения; – нечетко прописанная процедура обследования. - меняющаяся ситуация обследования: – разное время дня; – разная освещенность помещения; – посторонние шумы; – погода и т.д. - манера поведения психолога: – разная стимуляция клиента на выполнение задания и т.д. - состояние клиента (колебание в этих состояниях): – настроение; – усталость и т.д. - элемент субъективизма в способах оценки/ интерпретации результатов (особенно при открытых ответах и т.п.).
Для того, чтобы надежность методики была высокой, методика должна быть стандартизирована (все д.б. прописано: процедура проведения, область исследования и т.д.).
В качестве цифрового показателя надежности выступает коэффициент корреляции.
Виды надежности:
РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ – вид надежности, который определяется путем повторного обследования одних и тех же лиц при помощи одной и той же методики. (Чем выше коэффициент корреляции, тем выше надежность, т.е. мы получаем примерно то же самое распределение).
Определение временного интервала: С увеличением временного интервала – показатели корреляции имеют тенденцию к снижению (т.к. имеет место влияние посторонних факторов). Пр: могут произойти естественные временные изменения. Обычно выбираются непродолжительные временные интервалы: от 2 недель до 2–4 месяцев (это зависит от возраста обследуемых. Чем старше, тем больше можно делать интервал, и наоборот).
Слишком маленький интервал: → проблема запоминания; → проблема интереса.
НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ – проверяется с помощью взаимозаменяемых форм теста (т.е. одни и те же обследуемые сначала обследуются с помощью одного теста, затем (через определенный интервал) с помощью другого теста).
Требования к созданию параллельных форм теста: 1. Количество заданий д.б. одинаково. 2. Типы заданий в обеих формах д.б. унифицированы (приведены в соответствие) в плане психологического содержания, уровня и пределов трудности, охвата тех или иных операций. 3. Задания в тесте д.б. распределены по трудности одинаковым образом. 4. обе формы должны иметь примерно одинаковое среднее значение и среднее отклонение. 5. Процедура применения отдельных форм, техника оценивания результатов д.б. унифицированы.
Показатель надежности – коэффициент корреляции.
НО!! Существует опасность обучаемости решению тестов. Обследуемый может запомнить алгоритм решения определенных типов задач.
НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА (одномоментная надежность/ надежность-согласованность) – характеристика надежности осуществляется путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста.
Надежность проверяют на результатах…: 1) Результаты теста расщепляются на части (чаще всего путем деления на четные и нечетны пункты). 2) По каждой половине рассчитываются суммарные баллы. 3) Между двумя рядами баллов по испытуемым рассчитываются допустимые коэффициенты корреляции. Разделение теста на части → уменьшение величины этого теста → уменьшение/ снижение достоверности результатов.
+ надо предусмотреть: при разделении – задания по своему характеру д.б. однородными.
Преимущества данного вида надежности: 1) Отсутствие влияния факторов, порождаемых повторным тестированием: эффект упражнения, снижение мотивации и т.д. 2) Менее трудоемок (пр: не надо разрабатывать параллельную форму теста, проводить повторное обследование и т.д.).
!! Наиболее высокий показатель надежности обеспечивает надежность параллельных форм!! Но она ограничивается техническими возможностями.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |