КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предоставление информации заказчику и клиенту. Этика организации психодиагностического обследования
Типы психодиагностических ситуаций. Зависимость психодиагностической информации от статуса ее потребителя (заказчика) и характера запроса. Психодиагностические задачи можно различать с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.
1) Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в рамках деятельности различных комиссий (административной, аттестационной, дисциплинарной…). Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, личности сотрудника, а руководство учреждения принимает решение, за которое психолог не несёт персональную ответственность. В данном случае психолог выступает в качестве эксперта, давая свою оценку наряду с прочими участниками. Он должен следить за тем, чтобы характер использования результатов не выходил за рамки, очерченные требованиями профессиональной этики. С этой целью документ, который готовит психолог для заказчика, должен содержать информацию об ограничениях в использовании результатов.
2)Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин девиантного поведения: диагноз имеет психологический характер, а работу по его реализации в жизнь могут проводить воспитатели, учителя и т.д.
3) Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.
4) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несёт ответственность за корректность данных, за этические аспекты «диагноза» и лишь частично – за то, как этот диагноз будет использован клиентом. Хотя и не существует жёсткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, всё же можно отметить некоторую предпочитаемость тех или иных методов в тех или иных случаях.
Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую» информацию об человеке, т.е. обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз, они также должны позволять соотнесение обследуемого с другими людьми, т.е. предполагать стандартизацию. Поэтому в данных ситуациях наибольшее употребление получили объективные тесты и тесты-опросники, причём последние иногда основаны не на психологических категориях, а на категориях (системе понятий) заказчика.
В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеографические техники, проективные и диалогические методы.
В ситуации 4 главное требование к методам – лёгкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. Этому условию удовлетворяет, например, тест 16 PF Р. Кеттелла, но плохо соответствует MMPI, диагностические описания которого рассчитаны скорее на психиатра или психотерапевта.
В зависимости от свободы «входа» (добровольно или принудительно человек подвергается обследованию) и «выхода» (самостоятельно ли определяет дальнейшую свою судьбу на основе результатов тестирования), выделяют также 4 типа диагностических ситуаций (принуждение характеризует «вход» в ситуацию тестирования, социальный контроль – «выход»):
Социальный контроль Принуждение Консультирование Отбор Принудительное обследование Аттестация В каждом случае требуется соответствующий подбор методик и норм. 6. Работа с результатами психодиагностического обследования. Предоставление информации заказчику и клиенту. Социальные и этические аспекты тестирования. Существуют две принципиально разные ситуации с точки зрения клиента и психодиагноста, в которых психодиагносту приходится решать свои профессиональные задачи, получать психодиагностические данные, - ситуация консультирования клиента (ситуация психологической помощи) и ситуация экспертизы. В ситуации консультирования заказчик психодиагностической информации и клиент (объект психодиагностики) – одно и то же лицо. В ситуации экспертизы заказчик и клиент – разные люди.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |