КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сотрудничество с Й. Брейером. Катарсический метод лечения
З.Фрейд в начале своей исследовательской деятельности пытался осмыслитьпроблемы своих пациентов с точки зрения физиологии. Он закончил медицинский факультет Венского университета и после его окончания стал работать в городской больнице. После стажировки в парижской больнице у Шарко Фрейд сменил свои лабораторные анатомические исследования на исследование истерии, что, по сути, предопределило возникновение психоанализа. Как практика его интересовали методы лечения нервнобольных. Этим методом стал гипноз, интерес к которому у него возник в больнице Шарко, далее он совершенствовался в этом методе, наблюдая за работой О. Льебо и Бернгейма в Ненси. Но для Фрейда гипноз стал не только методом гипнотерапии, но и способом исследования симптомов заболевания пациентов. Метод выявления причин возникновения симптомов с помощью гипноза был подсказан ему его старшим покровителем Й. Брейером. Й. Брейер рассказал Фрейду о том, что он стал применять к свой пациентке Берте Паппенхейм (Анне О) новый метод, основанный на гипнозе. Этот метод позволил выяснить истоки ее невротических симптомов. Назвал он этот метод он катарсическим. Этот термин восходит к временам Аристотеля, который под ним понимал эмоциональное потрясение, возникающее у зрителя античной трагедии за судьбу героя. Терапия же Брейера, связанная с катарсисом, основывалась на воспоминаниях и переживаниях пациента, вызванных душевными травмами. Воспоминание воспроизводилось в состоянии гипноза и наступало отреагирование - эмоциональная и освобождающая разрядка, освобождение от аффекта . В результате отреагирования воспоминание перестает быть патогенным. В случае Анны О. катарсический метод лечения заключался в том, что в состоянии гипноза воскрешались выпавшие из памяти воспоминания о травматических событиях жизни. И благодаря их воспроизведению в словесной форме путем повторного переживания осуществлялось освобождение (катарсис) от истерических симптомов. З.Фрейд, познакомившись со случаем Анны О, начал воспроизводить опыт Брейера на своих больных и использовать в своей частной практике метод катарсиса. В 1889 г. Фрейд приступил к лечению фрау Эмми фон Н., которая страдала спазмами лица. При ее лечении с помощью гипноза и катарсического метода Фрейд заметил, что исчезновение симптомов способствует установлению непосредственного контакта между врачом и пациентом. Прекращение этих контактов может привести к возобновлению симптомов. Получалось, что гипноз, способствующий выявлению причин невротических симптомов, может стать камнем преткновения на пути полного, бесповоротного излечения больных. Это было началом сомнений Фрейда в эффективности не только гипноза, но и катарсического метода, так как оказалось очевидным, что успех терапии зависит не столько от катарсиса, достигаемого пациентом, сколько от личных отношений, устанавливаемых между ним и врачом. Обнаружив ограничения связанные с гипнотическим внушением, Фрейд отказался от гипноза и тем самым он внес изменения в катарсический метод Брейера. С этим изменением и связано появление психоанализа. Первыми пациентками, к которым не применялся гипноз, у Фрейда были Люси Р., страдала легкими истерическими нарушениями, включая обоняние, и Элизабет фон Р., испытывающая мучительные боли в ногах. Метод, который он применил к этим пациенткам, он назвал сосредоточением. Пациентки укладывались на кушетку, они должны были закрыть глаза и сосредоточить внимание на одном из истерических симптомов и вспомнить все то, что могло бы помочь выявлению истоков его происхождения. Если пациентка говорила, что ничего не помнит, Фрейд прибегал к небольшой методической уловке – наложению руки на лоб, убеждая, что к ней обязательно придут воспоминания. С точки зрения Фрейда патогенные представления становятся доступными для восприятия пациента тогда, когда он отвлекается от сознательного поиска и размышления. Активность врача направлена на то, чтобы пациент проявил свою волю. А для этого ему нужно проделать психическую работу, чтобы преодолеть какую-то силу, мешающую воспоминаниям больного. Этот метод Фрейд назвал «психическим анализом». К концу работы с Элизабет фон Р. Фрейд изменил свой метод настойчивого воздействия на пациентку. Он пришел к методу свободных ассоциаций – говорить, что придет на ум, не думая ни о какой сознательной цели.
До того как Ф. пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом. Ф. признавался в том, что причина возникновения нервных заболеваний и их природа по-прежнему остаются для него загадкой. Сначала Ф. пытался осмыслить гистологические, анатомические и неврологические проблемы пациентов с точки зрения физиологии. Гельмгольц – в живом организме действуют только физико-химические силы, поддающиеся объяснению лишь с позиции физиологии. Своих больных он лечил принятыми в то время методами физиотерапии. Эффективность лечения оставляла желать лучшего, и он задумался над возможностью применить другие методы, в частности гипноз, используя который некоторые врачи добивались хороших результатов. Одним из таких успешно практикующих врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду. Они совместно обсуждали причины заболевания своих пациентов и перспективы лечения. Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Применяя легкий гипноз, Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», симптомы хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом «катарсис» (очищение). За понятием о катарсисе крылась гипотеза, согласно которой симптомы болезни возникают вследствие того, что больной прежде испытывал напряженное, аффективно окрашенное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т.д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Поэтому предполагалось, что главная задача врача – заставить больного вновь пережить подавленное влечение и тем самым придать энергии другое направление, а именно – перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем. В этой версии о вытесненных из сознания аффективно окрашенных воспоминаниях содержался зародыш будущего психоанализа Фрейда. На передний план отчетливо выступали конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальный ход поведения психическими состояниями. О том, что за порогом сознания теснятся былые впечатления, воспоминания, представления давно было известно философам и психологам. Новые моменты, на которых задержалась мысль Брейера и Фрейда, касались, во-первых, сопротивления, которое сознание оказывает неосознаваемому материалу, в результате чего и возникают заболевания органов чувств и движений. Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это помогало пациенту рассказать о вытесненных из сознания переживаниях. Стажировался у Шарко (1885-86) – Ф. пересмотрел свои взгляды на причины заболевания и методы излечения нервнобольных. Шарко практиковал метод гипнотического воздействия на больных истерией. Истерия стала для Ф. важным объектом исследования и лечения, предопределив, возникновение психоанализа. От Шарко он почерпнул идеи о закономерности истерических явлений, о травматических причинах и психической природе соответствующего заболевания, о магии слова и гипнотического внушения, способствующего исчезновению симптомов. На практике Ф. столкнулся с тем, что не все больные поддаются гипнозу. Для усовершенствования техники поехал в Нанси (1889) – Льебо и Бернгейм. Здесь он обращает особое внимание на феномен постгипнотического внушения («случай с зонтиком»). Этот факт указывает на то, что человек может совершать поступки, мотивы которых он не осознает, но стремится подыскать им рациональное объяснение. Ни физиология, ни современная психология не могли дать объяснения этим явлениям. На первых порах главным и единственным методом работы Фрейда был гипноз. Но этот метод не всегда был достаточно эффективен, кроме того, Фрейд не владел им так мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом заставила его искать другие средства. На новый путь Фрейда направила одна из пациенток – Элизабет фон Р. настаивала на том, чтобы Фрейд позволил ей рассказывать все так, как она хочет, и не прерывал ее расспросами. Фрейд слушал ее и находил в беспорядочных мыслях спонтанные воспоминания и впечатления, которые говорили ему гораздо больше, чем подозревала пациентка. Так было положено начало методу свободных ассоциаций, который в дальнейшем стал «основой основ» психоанализа. Понятие «ассоциации» давно существовало в психологии, но их изучение проводилось в пределах сознания. Фрейд же искал в этом материале связь с бессознательными побуждениями и аффектами. Для этого надо было вывести ассоциации из-под контроля сознания, они должны были стать «свободными». Так родилась главная процедура психоанализа. В 1895 году Брейер и Фрейд совместно издают книгу «Исследования истерии», в которой можно различить намеки на будущую теорию психоанализа; представление о вытесненных из сознания влечениях, о роли погружения в прошлое и отреагировании травматических событий. За время работы с Брейером Фрейд пришел к следующим выводам: · Воспоминания о прошлых событиях, в основном травматичных, вытесняются из сознания, но они продолжают оказывать влияние на поведение человека. · Причина его страданий не только не осознается пациентом, но и не известна ему. · Чтобы снять тормозящее влияние сознания и актуализировать воспоминания, необходим гипнотический сон. В дальнейшем Фрейд отказался от этого метода. Катарсический метод – психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие – это очищение (катарсис), разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту припомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них. Исторически к.м. был связан с тем периодом (1880 – 1895), когда психоаналитическая терапия постепенно освобождалась от использования гипноза. К.м. использовал Брейер при лечении Анны О., а затем и Ф., применявший его до возникновения психоанализа. Действие к.м.: уничтожение воздействия неотреагированного первоначально представления, давая с помощью речи выход ущемленному аффекту, подводит его к коррекции, возвращая ущемленный аффект в сознание больного или уничтожая его воздействие врачебным внушением. В основе лежит след представление: истерические больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого. Заболевание произошло потому, что норм разрядке аффектов был прегражден доступ, и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло, став бсз. Эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, аффекты проявляются с необычайной силой, происходит отреагирование и невротические симптомы исчезают, тем самым достигается терапевт эффект. По Брейеру, к.м. предполагал приведение пациента в гипнотическое состояние, в котором можно было получать сведения о патологических воспоминаниях и травмирующих переживаниях. Ф. со временем отказался от гипноза. Задача состояла в том, чтобы не в гипнотическом состоянии, а в нормальном состоянии узнать у пациента то, чего он не осознавал. «Методолог уловка» - надавливание рукой на лоб пациента, с тем, чтобы внушить ему то, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие в его жизни события и связанные с ними переживания. В дальнейшем Ф. отказался и от уловки – стал использовать свободные ассоциации.
4. Становление психоаналитического движения. Концептуальные основания расколов в психоаналитическом движении: основные теоретические и клинические расхождения.
«Кружок по средам» - «психоаналитическое общество» - другие города и страны (Юнг, Блейлер, Ференци) – поездка в США (1909) (Ф. – введение в психоанализ, Юнг – по ассоциативному эксперименту) – психоаналитический конгресс – как повлияла 1 мир в (военные неврозы) - переезд Ф. в Лондон. 1 этап – 1902 – Ф. получил звание экстраординарного профессора университета. Осенью Ф. приглашает Канахе, Рейтлера, Штекеля, Адлера встретиться для обсуждения психоаналитических идей. Стали встречаться регулярно – «Психоаналитическое общество по средам». Общество посещали различные люди, были и те, кто впоследствии стали известными психоаналитиками. Присоединились Федерн, Хичман, Ранк, Ференци, Закс, иностранные гости – Эйтингтон, Юнг, Абрахам (1907), Брил и Джонс (1908). 2 этап – 09.1907 – Юнг основал психоаналитическую группу в Цюрихе. В это же время, Ф. предложил распустить «общество по средам», чтобы реорганизовать его, и дать возможность войти всем желающим. 3 этап – 04.1908 – Зальцбург – организована «Встреча по фрейдовской психологии», которая стала 1м международным психоаналитическим конгрессом. Были предоставлены работы ученых из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии. Авторы – Фрейд, Джонсон, Абрахам, Штекель, Юнг, Адлер, Ференци. Было решено издавать «Ежегодник психоанализа и психоаналитических исследований». 08.1908 – Абрахам основывает «Берлинское психоаналитическое общество». 4 этап – 09.1909 – поездка Ф. в Америку в университет Кларка вместе с Юнгом и Ференци. Ф. – читает «Лекции по введению в психоанализ», Юнг – по ассоциативному эксперименту. В «Лекциях» впервые содержалось целостное содержание основ психоаналитической теории. 5 этап – 03.1910, Нюрнберг 3й международный психоаналитический конгресс – организовали Международную психоаналитическую ассоциацию (IPA), президент – Юнг. Основание «Международного психоаналитического журнала» - редактор Штекель и Адлер. «Венское психоаналитическое общество» получает официальный статус, президент – Адлер. После завершения конгресса все существующие психоаналитические группы зарегистрировались как общество Международной ассоциации. Так началось психоаналитическое движение, охватившее страны: Австрия, Венгрия, Германия, Голландия, Италия, Россия, США, Франция, Швейцария и др. 6 этап – 05.1911 – Американская психоаналитическая ассоциация – Джонс, Нью-йоркское психоаналитическое общество - Брилл. Раскол в Венском психоаналитическом обществе – выход Адлера, образовал «Объединение индивидуальной психологии» (из-за несогласия с Ф. о ведущей роли сексуальности). Основания раскола: Ф. – абсолютизировал бсз – человеком движут инстинкты, культура и социум – навязаны, вынужденно принятые правила. А – человек разумное существо, есть сз и бсз = социум создан им самим и человек волен выбирать путь в каждом случае, все части психики подчинены одной цели и объединены одним стилем жизни. Ф. – классический психоанализ – наука о глубинах человеческой души. Кто я? А – выводит человека за пределы своего «Я» – психология здравого смысла: куда я иду и зачем? Ф. – женщины чувствуют зависть к пенису, страдают от его отсутствия (комплекс неполноценности). А – женщины чувствуют неполноценность, но из-за того, что они недостаточно оценены в культуре и социуме. Ф. – невроз – цена, которую человечество платит за цивилизацию: культура и социум наложили запрет на желания определенного рода + то же самое с сексуальными впечатлениями = трансформация влечения в творчество (сублимация). А – невроз – человек платит за недостаток цивилизации, нет борьбы между человеком и культурой. 1912 – выход Штекеля, начинает издавать ИМАГО. Летом Джонс предложил организовать тайный комитет по поддержке Ф. и его идей (7 колец): Абрахам, Джонс, Закс, Ранк, Ференци, Эйтингтон и Фрейд (распался в 1924). 1913 – 4-й конгресс, президент – Юнг (хотя есть разногласия с Ф). Сент – Брит психоаналитическое общество – Джонс. 1914 – выход Юнга, «Школа аналитической психологии». Основания раскола: Ф. – Либидо – секс энергия, побуждающая человека к соответствующему отреагированию накопившегося возбуждения, на пути отреагирования есть препятствия, которые либо способствуют успешному вытеснению секс желаний с сублимацией либидо в творчестве. Либо при неуспешном вытеснении, либидо находит компромиссный способ отреагирования в виде симптома, имеющего сексуальный смысл. Ю – Либидо – психическая энергия вообще, т.к. не все потребности контакта с внешним миров носят сексуальный характер (Ф. считал, что в этом случае либидо становится чисто абстрактным объектом, не имеющим специфики). Ф. - Ассоциативный эксперимент – считал его лишь предварительной качественной стадией аналитического процесса, не дающей ничего нового. Учение о комплексах – виделось Ф. как нечто, повторяющее учение о вытеснении, а само слово «комплекс» он считал синонимом слова «вытесненное». Ю – терапевтический подход – соучастие, небеспристрастность, допустимость советов. Ф. – Причины неврозов – корни уходят в детство, связываются с инцестуозными фантазиями и Э.к. Ю – Причины неврозов – корни невроза кроются в текущих проблемах пациента, а фантазии детства вторичны. Ф. – Сновидения – неисполненные желания, часто запретные и поэтому искажающиеся в своем галлюцинаторном исполнении. Ю – Сновидения – естественный способ связи сознательного и бсз частей психики, их назначение – компенсация сознательной установки, если она начинает расходиться с бсз устремлениями. Они ничего не искажают, а лишь пользуются символическим языком бсз и поэтому непонятны для сознания. 1я мир война. 1918 – 5й конгресс, Будапешт. 1919 – швейцарское психоаналитическое общество, Роршах. 1920 – 6й конгресс, Гаага. 1922 – основание Венской психоаналитической поликлиники. Сент – 7й конгресс, Берлин, последнее участие Ф. 1926 – Парижское психоаналитическое общество и французский институт психоанализа. 1932 – Итальянское психоаналитическое общество, 8-й конгресс. Эмиграция Ф. из Германии. 1936 – 9й конгресс. 1938 – Ф. с семьей уезжает в Лондон. 1939 – смерть Ф. Второй вариант. «Общество психоаналитических сред», В 1902 году З.Фрейду присвоено долгожданное звание профессора, в этом же году он организует «Общество психоаналитических сред», в которое вошли Пауль Фередрн, Вильгельм Штекель, Отто Ранк, затем А.Адлер и другие. Впоследствии кружок был преобразован в Венское психоаналитическое общество (в 1908). В 1904 году психоаналитические идеи привлекли внимание группы швейцарских психиатров: Блейлера, Карла Абрахама, Карла Густава Юнга. Они вступили в переписку с Фрейдом и к 1906 году в Вене и Цюрихе фактически сложились два центра психоанализа. В 1907 г. швейцарцы встречаются с Фрейдом, и в этом же году К.Г.Юнг основывает в Цюрихе общество З.Фрейда.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |