Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Адлер биография




Содержание разногласий с классическим психоанализом.

Основы индивидуальной психологии, как одного из направлений глубинной психологии, были заложены А.Адлером. История возникновения и развития его идей неразрывно связана с его личной историей.

АДЛЕР, Альфред (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Альфред Адлер был вторым из шести детей небогатого семейства. Детство его не было безоблачным". А. Адлер был довольно болезненным ребенком, в частности, страдал тяжелым рахитом. Из-за этого он долгое время плохо ходил и неоднократно попадал в уличные происшествия. Несколько раз он был "на волосок от смерти". В пятилетнем возрасте во время одного из тяжелейших воспалений легких, когда домашний врач давал неблагоприятный прогноз, вся семья уже была готова опустить руки и смириться с утратой еще одного ребенка. (Брат А. Адлера умер в их общей постели, когда Альфреду было около трех лет). Однако Адлера спас другой врач и, выздоровев, он решил тоже заняться медициной. Возможно поэтому, его ранние детские воспоминания изобилуют картинами болезней, смерти, похорон.Более того, позднее А.Адлер, обнаружил, что такие картины ранних воспоминаний вообще характерны для врачей.

В семье А. Адлер, по свидетельствам биографов, был больше привязан к матери. В гимназии учился неровно. В 18 лет Адлер поступает на медицинский факультет Венского университета и одновременно с этим его заинтересовывает социалистическое движение. В 1896 году А. Адлер блестяще оканчивает университет и становится врачом-офтальмологом. Идея социализмапродолжает увлекать его, он участвует во многих политических митингах и на одном из них встречает свою будущую жену Раису Эпштейн.В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу «Учебник здоровья для портных», подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение (1902).А. Адлер был одним из четырех его первых участников (другими были В. Шекель, М. Кагане, Р. Рейтлер).

Позднее кружок трансформировался в Венское психоаналитическое общество, а А.Адлер в 1910 году становится его президентом. Несмотря на видимость согласия и сотрудничество, взгляды А.Адлера уже в то время серьезно отличаются от классической психоаналитической теории. В 1907 году он публикует статью «Исследование недостаточности органов и ее психическая компенсации» В ней впервые вводятся два базисных понятия индивидуальной психологии: - компенсация (восполнение недостаточной функции органа или системы, благодаря усилению деятельности других органов);- гиперкомпенсация (усиленная «тренировка» недостаточно функционирующего органа). Основой подталкивающей их развитие является присущий всем в детстве комплекс недостаточности.

В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов».

К 1911 году расхождения во взглядах на природу и движущие силы развития человеческой психики между А. Адлером и З. Фрейдом достигают своего пика. А. Адлер выступает перед членами психоаналитического общества с четырьмя лекциями под общим названием "Критика фрейдовской сексуальной теории эмоциональной жизни". К четвертой лекции дискуссия между членами общества достигла кульминации, и А.Адлеру было предложено покинуть общество, с главой которого у него полное расхождение. З.Фрейд отказался вместе с ним редактировать журнал и объявил, что невозможно быть одновременно членом его кружка и группы А.Адлера. Так произошел окончательный раскол.

В 1911 А. Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 году начал применять термин «индивидуальная психология». В том же году был опубликован труд А. Адлера «О нервном характере », где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер – Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. А. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, «Человекознание», представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

А. Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. А. Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, А. Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «мужской протест». Развитие личности обусловлено творческой силой «Я» как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», публикация которого была прервана первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя. В 1914 году А.Адлер добровольцем уходит в армию, где служит врачом и занимается лечением военных психозов. Эта страница его биографии дала богатую почву для будущих теоретических размышлений ученого. Именно в это время зарождается его представления о социальном интересе, как одной из ведущих сил, помогающих здоровому развитию и адаптации человека.После войны А.Адлер продолжает активно разрабатывать и внедрять в практику свою концепцию. Он участвует в реформе образования, предпринятой в то время в Австрии. Одновременно с этим в Австрии и других странах открывается сеть адлерианских консультационных центров, которые занимаются терапией детей, родителей, консультируют педагогов.

В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики А. Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность А. Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анжелесе).

В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, А. Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов деятельность А. Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса в 1938 (возобновила деятельность в 1946).

Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, А. Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.

В течение всей жизни А.Адлер активно выступал с научными и популярными лекциями. Одной из важнейших своих задач он считал создание воспитательской системы, основанной на любви к ребенку, подчеркивании его безусловной ценности, воспитании независимости и уверенности в своих силах. Он говорил о том, что важнейшая задача врача - воспитание родителей и самих воспитателей, чтобы, благодаря этому, предвосхищать отклонения в физическом и душевном развитии ребенка.

Основные расхождения между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.

Основные расхождения между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.

  Классический психоанализ Индивидуальная психология
  Физиологическое основание теории Социальная психология
  Характерна абсолютизация и материализация бессознательного Бессознательное имеет одинаковую с сознанием природу, являясь лишь его частью, не подвластной пониманию и невыразимой в ясных понятиях. Сознание и бессознательное охвачены единым "жизненным стилем" и подчинены одной цели.
  Редукционистский подход. Индивид разделен на “части”, которые антагонистичны друг другу, например, ид – эго -СуперЭго, Эрос против Тонатоса, сознательное против бессознательного. Холистический подход. Личность неделима. Она представляет собой единство и все “части” (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности.
  Психика рассматривается как некий аппарат. Есть структура. Между Я и Оно существуют причинно-следственные отношения (Я - агент ОНО). Основной принцип психики - бессознательная детерминация. В психической жизни человека действуют смысловые связи. Я - первично, это фокус всей жизненной конструкции личности, стиля жизни.
  Акцент на эдиповой ситуации и разрешении этой ситуации. Акцент на семейных отношениях.
  Ответственность за психологическое развитие ребенка во время и после Эдипова периода лежит на отце. Мать является ключевой социализирующей фигурой в развитии ребенка. В связи с этим триединая задача матери: - развить у ребенка интерес к себе; - развить привязанность к себе, любовь к себе; -развить у ребенка возможность сотрудничества. Все эти способности развиваются благодаря доверию между матерью и ребенком в раннем детстве. Позднее мать должна способствовать тому, чтобы они были перенесены в окружающий мир.
  Описание З. Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого. Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах.
  Является наукой об индивидууме, о единичной личности, он раскрывает человеку самого себя. Предметом изучения является интрапсихическая область. Занимается проблемами коллективного смысла, метафизического значения; выводит человека за пределы своего Я и вводит его в человечество. Человека можно понять только по поведению и взаимодействию с окружением.
  Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. “Там, где находилось ид, должно стать эго”. Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума.
  Движущая сила развития - Либидо. Основными мотивами развития являются: стремление преодолеть свою беспомощность, слабость, стремление быть значимым, причастным, а также стремление к превосходству, социальный интерес.
  В своей основе человек “плохой”. Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований. Человек ни “плохой”, ни “хороший”. Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему “хорошим” или “плохим” или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию.
  Человек – жертва, как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации. Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам.
  Люди – враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них. Другие люди – наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни.
  Психология иррационального. Концепция здравого смысла.
  Невроз имеет сексуальную этиологию. Невроз – неудача в обучении, продукт искаженных восприятий.
  Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису. Женщины чувствуют неполноценность, так как недостаточно оценены в культурной среде.
  Невроз - цена, которую мы платим за цивилизацию. Невроз - цена, которую мы платим за недостаток цивилизации.

Эти кратко сформулированные идеи стали фундаментом нового направления - Индивидуальная психология

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.