Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы психотерапии в аналитической психологии




Первый вариант

Различают четыре этапа: Исповедь, Толкование, Обучение и Трансформация.

1 этап – Исповедь (или катарсис): Пациент рассказывает о себе всё, что хочет и может. В ходе исповеди, вытесненное и потерянное содержание возвращается в структуру психики. Это осознание может быть очень неприятным, но оно восстанавливает целостность душевного мира. Сознательный разум пациента находит во враче моральную поддержку в борьбе с неуправляемым влиянием травматического комплекса. Исповедь, катарсис, абриакция (повторное переживание травматического события в присутствии терапевта), выполняют функцию поддержки пациента в его борьбе с сильными эмоциями.

2 этап – Разъяснение (толкование, достижение понимания, инсайда). Этап характеризуется появлением регрессии и переноса. Психотерапевт объясняет пациенту причины его страданий, то есть дает интерпретацию, обычно в рамках переноса. Разъяснение, ведущее к осознанию собственной недостаточности, формирует у человека идеи приспособления и терпимости. Терапия должна поддерживать регресс, регресс приводит в «мир архетипов», где «дремлет божественное дитя», терпеливо ожидающее своей сознательной реализации. Это зародыш возможной целостности личности. За счёт регрессии появляется возможность роста. Для разрешения аспектов переноса нужны четыре шага:

1) помочь пациенту осознать субъективную значимость личных и безличных содержательных элементов переноса.

2) установить различия между личными и безличными содержательными элементами.

3) разграничить личное отношение к психоаналитику от безличных факторов.

4) объективизация безличных образов.

 

3 этап – Обучение, Воспитание социального человека. Не для всех людей достаточно одного разъяснения, простое понимание оказывается несостоятельным для человека со слабо развитым «Сверх-Я». Такому человеку необходимо приобрести путем обучения иные установки, только тогда будет достигнуто его нормальное приспособление. Некоторые стойкие привычки не поддаются инсайду и исчезают только после замещения их другими привычками.

4 этап – Трансформация (преобразование). Трансформация - процесс более высокого уровня, это самореализация, движение по пути индивидуации к целостности.

Работа на этом этапе строится на предшествующих терапевтических усилиях.

 

Психотерапия является продуктом взаимного влияния врача и пациента. То есть сам терапевт так же вовлечен в анализ, как и пациент. И требованием преобразования является необходимое изменение терапевта в том направлении, в котором он хочет изменить пациента. Иначе говоря, необходимым является «самовоспитание самого воспитателя».

Хотя в процессе вмешательства можно выделить четыре этапа, этапы эти не обязательно идут один за другим, они могут проходить одновременно.

"Три этапа аналитической психологии (исповедь, толкование, обучение) таковы, что последний не может заменить первый или второй. Все три этапа могут проходить одновременно и являются важными аспектами одной и той же проблемы; они сосуществуют, подобно исповеди и отпущению грехов. То же самое можно сказать и о четвертом этапе трансформации: он не претендует на исключительность и истину. Его задача устранить недостатки, оставшиеся после предыдущих этапов; он призван удовлетворить дополнительные и все еще не удовлетворенные потребности"

 

 

Второй вариант

Психотерапевтический процесс в аналитической психологии состоит из двух стадий, каждая из которых подразделяется на два этапа. Поскольку четыре — число, в котором символически представлена завершенность, четыре шага психотерапевтического процесса, по К.Г.Юнгу, отражают стремление к полноте и целостности.
1. Первый этап психотерапии К.Г.Юнг назвал катарсисом. На этом этапе человек должен выговориться, чем достигается катарсический эффект. К.Г.Юнг подчеркивал его сходство с исповедью, когда человек, говоря о своих грехах, облегчает душу, т.е. признает за собой то, что хотел бы отвергнуть. Это первый шаг на пути преодоления раскола личности. Поэтому К.Г.Юнг в его описании проводил параллель с обрядом инициации. После признания бессознательного клиент включается в работу, направленную на понимание его проявлений.

2. Второй этап определяется как прояснение, толкование. Исследование уровня сознания включает анализ ориентации, ценностей, установок, определяющих влияний на жизненный путь клиента. Особое внимание обращается на противоречивые способы реагирования и действия. Клиент учится самонаблюдению, находит путь для соприкосновения со своим внутренним миром. Психотерапевт помогает в этом движении через вопросы и интерпретации, направляет внимание на "белые пятна" в сознании клиента. Для понимания характера и природы невроза аналитик стремится выяснить, какие потребности не удовлетворены, с какими жизненными задачами не справляется клиент. Материалом для работы, прежде всего, являются сновидения. Постепенно растет готовность для встречи с бессознательным, клиент обнаруживает в себе силы, которые ему не подвластны и даже управляют им.

На этом этапе клиент вступает в контакт с коллективным бессознательным для того, чтобы понять, как архетипы действуют в его жизни. В этот период ясно проступают все способы, которыми пользовался клиент для поддержания раскола в личности. Отрицая определенные элементы своего внутреннего мира, клиент проецирует их вовне, приписывая внешнему миру власть над собой. Поэтому наиболее продуктивным подходом К.Г.Юнг считал анализ проекций. Один из основных методов реализации данного подхода — работа с трансфером. К. Юнг не считал трансфер необходимым условием лечения. Интерпретация происхождения трансфера сама по себе еще не гарантирует излечения. К.Г.Юнг считал, что в регрессивных формах позитивного или негативного трансфера проявляется стремление невротика получить от психотерапевта направление в жизни. Наиболее глубоким чувством является потребность в этом особом контакте с психотерапевтом, а не сексуальное чувство. Анализ переноса начинается с его осознания, исследования того, каким образом направление проекции задается индивидуальным опытом клиента. Таким образом, работа с личностными проекциями не отличается, по существу, от классической психоаналитической схемы. Однако существуют также обезличенные проекции, источник которых находится в коллективном бессознательном. Они имеют архетипическую природу. При их действии психотерапевту приписываются не только родительские черты, но и характеристики из глубинного слоя, например образ спасителя, мудреца.

Коллективное бессознательное проявляется только в виде проекций. Психотерапевт занимает позицию принятия клиента, он рассматривает его не как больного, а, прежде всего как человека, который хочет лучше понять себя и приобрести новый опыт взаимодействия со своим внутренним миром. В анализе отрицается поляризация отношений аналитика и пациента, при которой аналитик получает все атрибуты здорового, а пациент — больного. Это провоцирует клиента проецировать часть своей личности, способной к самоизлечению, на психоаналитика, а психоаналитика — на проецирование своих невротических реакций на клиента.

К.Г.Юнг считал важным видеть две части — и здоровую, и невротичную — в обоих участниках психотерапевтического процесса. К.Г.Юнг предъявлял особые требования к личности аналитика. Психотерапевт должен быть гармоничной личностью, в которой сбалансированы сознательное и бессознательное, в центре которой прорастает Самость. Психотерапевт для клиента является моделью оптимально функционирующей личности, двигающейся в направлении самореализации. К.Г.Юнг впервые предложил идею специального обучения психоаналитиков. Контртрансфер рассматривался не как помеха, а как фактор, который следует использовать для личностного роста.

Помимо анализа трансфера К.Г.Юнг обращался к другим формам проявления проекций, считая самым продуктивным метод анализа сновидений. Он больше концентрировался на анализе содержания, чем процесса. Не соглашался К.Г.Юнг и с психоаналитическим акцентом на анализе сопротивления. По его мнению, сопротивление провоцирует авторитарная позиция аналитика. К.Г.Юнг считал, что клиент лучше знает свою психику и имеет право не соглашаться с интерпретацией без обвинения в сопротивлении. В то же время он отыскивает в себе творческие силы, устанавливает продуктивную связь с бессознательным.

3. Аналитическая фаза сменяется синтетической. Психоаналитическое лечение заканчивается на этапе достижения инсайда по проблеме и проработки. Одна из главных трудностей этого типа терапии — получение реальных изменений в жизни клиента. Для достижения более удовлетворительного существования клиента в настоящем К.Г.Юнг вводит третий этап — этап обучения. Его целью является освоение клиентом тех сил, которые могут проявиться благодаря преодолению односторонности, признанию ранее отвергаемых частей личности. На этом этапе психоаналитик оказывает поддержку, направляет внимание и активность клиента на видение новых перспектив личностного развития и освоение новых сфер деятельности. В ходе этой фазы клиент приобретает новый опыт переживаний, основанный на принятии непризнанных частей своей личности, использовании творческих компонентов душевной организации. Поэтому К.Г.Юнг определяет ее как фазу воспитания и видит глубокий смысл ее в интеграции.

4. Для многих клиентов завершение третьего этапа психотерапии является завершением лечения. Однако некоторые клиенты нуждаются в четвертом этапе — трансформации, поскольку им необходимы изменения на глубинном уровне. Трансформация — переход на другой уровень функционирования. Он происходит как регрессия с временной утратой Эго и реализация ранее не удовлетворенной бессознательной потребности. Это непрерывный процесс развития личности, в ходе которого она приобретает целостность и завершенность.

Терапевтическая практика Юнга имеет значительные отличия от фрейдовского психоанализа, что связано с концептуальными различиями этих направлений:

1) требование к личности психоаналитика: «Ты сам должен быть таким, каким ты хочешь сделать другого человека». Все внутренние противоречия терапевт должен преодолеть в себе самом, чтобы быть способным вызвать преобразования в психике пациента.

2) необходимо расширить понятие анамнеза. Терапевт должен ознакомиться не только с личной историей пациента, но и с его духовными установками и социокультурным окружением.

3) Работа с каждым пациентом должна быть сугубо индивидуальной.

4) необходимо в процессе терапии стремиться к воспитанию самостоятельности и моральной свободы пациента, таким образом, «чтобы он осознанно выбрал для себя верный путь и ясно понял свою социальную ответственность». Врач должен быть крайне осторожным, чтобы не навязать пациенту свою волю и убеждения.

5) Задачи психотерапии по Юнгу: не сделать человека счастливым, не избавить его от страданий любой ценой, а придать ему твердость в перенесении страданий душевного роста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.