Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные архетипы




Персона – социальная роль человека, обусловленная его воспитанием и общественными ожиданиями. Сильное Эго устанавливает связи с внешним миром при посредстве меняющейся персоны. Идентификация с конкретной персоной (врач, школьник, артист и т.п.) тормозит психологическое развитие личности. Без персоны сильные и примитивные эмоции и импульсы сделали бы жизнь в обществе очень трудной. Такие общественные роли, как аналитик, банкир, адвокат, рабочий, дают свои вариации персоны. Однако, она может слиться с кожей, и тогда возникает опасность слишком близкого отождествления с ней или обмана собственной персоной.

Тень — термин, созданный Юнгом для обобщения того, что каждый человек боится и презирает и не может принять в себе. Тень – часть личного бессознательного, характеризующаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками. Сознание Эго имеет тенденцию к отвержению или игнорированию этой части. В сновидениях тень символизируют образы людей того же пола, что и сам сновидец. Сознательная ассимиляция тени человеком приводит к возрастанию его психоэнергетических возможностей. Очень часто инстинктивность переживается как тень и при анализе становится более приемлемой для человека. В целом, отношение к тени изменяется от осуждения, к принятию и интеграции.

Самым глубоким внутренним архетипом является самость. Это самый центральный архетип, архетип порядка, который организует переживание других архетипов. Говоря о "центральном" архетипе, Юнг санкционирует иерархическую форму классификации. Самость (Self) – архетип целостности и регулирующий центр личности. Он переживается как запредельная Эго надличностная энергия и т.п., как Бог (символ – мандала).

Противоположные сексуальные архетипы, animus и anima, которые, по мысли Юнга, выражают то, что психологически маскулинное в женщине и психологически феминное в мужчине.

Анима – бессознательная, женская часть личности мужчины. В сновидениях анима воплощается в образе женщин. Спектр персонажей очень широк – от проститутки и соблазнительницы до духовной путеводительницы (Премудрости). Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской анимы отражается в отношении мужчины к женщине. Идентификация с анимой может проявляться в подверженности перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной чувствительности.

Анимус – бессознательная, мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону Логоса. Идентификация с анимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о позитивной стороне анимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который, подобно мосту, соединяет Эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного.

Вечный юноша – определенный тип мужчины с характерной, слишком затянувшейся подростковой психологией, которая, в первую очередь, связана с сильной бессознательной привязанностью к матери (реальной или символической). Позитивными чертами мужчин такого типа являются спонтанность и способность к изменению. Его женская противоположность имеет соответствующую привязанность к отцовскому образу.

Старик – тип мужчины, привязанного к установкам, соответствующим старшему возрасту. Негативные стороны проявляются в виде цинизма, жесткости и чрезмерного консерватизма. Позитивными чертами являются ответственность, признание субординации и самодисциплина. Хорошо сбалансированной личности соответствует весь спектр деятельности, адекватной в рамках существующих полюсов. Его женская противоположность – «мудрая старуха»

Индивидуация – осознание человеком своей реальной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивидуация приводит к тому, что регулирующим центром психики становится самость.

Процесс индивидуации (по Юнгу) следует наблюдать как часть развития от первой половины жизни ко второй. В первой половине жизни задача индивидуума состоит в том, чтобы научиться адаптироваться к образовательным дисциплинам, социальным требованиям, к требованиям работы и профессии, к истеблишменту семьи и жизни в обществе. Вторая часть жизни требует интеграции всех элементов личности, упущенных в этих односторонних усилиях по адаптации. Включение в отношения с тенью, анимой, анимусом в интегративном процессе самости может вести к индивидуации и определенной мудрости и чувству смысла жизни, по мере того как индивидуум становится старше. В соответствии с этим взглядом, самость видится в первой половине жизни как ложно адаптированная к внешнему влиянию, тогда как во второй половине реализация ее "истины" в индивидуации никогда окончательно не достигается.

 

 

8 Ассоциативный эксперимент и понятие «комплекса» в аналитической психологии.

Созданный Юнгом вариант ассоциативного эксперимента (1906) получил распространение в психологии, психотерапевтической и психоаналитической практике. Ассоциация – спонтанный поток сцепленных между собой мыслей и образов, имеющих отношение к определенной идее, обусловленной сетью бессознательных связей.

К. Г. Юнг проводил ассоциативный эксперимент под руководством проф. Блейлера. Юнг хотел подтвердить свою идею, что у группы пациентов, страдающих одной болезнью, будут одни и те же группы ассоциаций. Но вскоре Юнг стал обращать особое внимание на так называемые артефакты, на необычные, неспецифические реакции в ассоциативном тесте.

К. Г. Юнг обнаружил, что «артефакты», которые всегда были обусловлены сильно проявляющимися аффектами, скрывают в себе особенно важный материал для понимания пациентов. Такими артефактами являются: увеличенное время реакции, непонимание, повторение слов-стимулов, отсутствие реакции, ослышка, заикание и т. д. На основании подобного рода артефактов, появляющихся без каких-либо внешних помех, К. Г. Юнг делает вывод, что внимание пациентов нарушено внутренними факторами.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется " ассоциативный эксперимент", заключающийся в том, что испытуемому предъявляется слово-раздражитель и предлагается ответить на него первым словом, которое у него всплывает под воздействием слова-раздражителя.

Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, латентные периоды (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п.

Исследование показало, что аффективные переживания влияют,

1. На тип ассоциации. В тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни в силу их объективной принадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул - стол, чернила - ручка). Это - " объективные ассоциации". При наличии аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не типичному пути. Ассоциируются те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединёнными в единый "комплекс", не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям.

Под комплексом, таким образом, подразумевается совокупность представлений, объединённых аффективно-эмоциональными моментами. Ассоциативную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемого, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность "субъективных ассоциаций" К. Г. Юнга). Юнг говорит и о сложной констелляции. Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или упорно ограничивается простым повторением слова-раздражителя или одного и того же ответного слова на самые различные слова-раздражители. Сложная констелляция свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

2. Аффективные переживания влияют на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления - наличие комплекса и вызываемое им торможение - вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу. (По данным некоторых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели в цифрах: о наличии аффективного момента свидетельствует ассоциация, длительность которой больше 2,6 сек.)

3. Аффективно-эмоциональные переживания влияют на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях - мимических, пантомимических, речевых.

Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, идей и образов, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

В "центре" комплекса находится архетип или архетипический образ. О констелляции (возбуждении, активном состоянии) комплекса свидетельствует сильная эмоциональная реакция на человека или ситуацию. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

Эго – центральный комплекс, существующий в поле сознания. Важным фактом в области изучения сознания является то обстоятельство, что ничто не может быть осознано без ЭГО, к которому стекается весь информационный поток. Если «нечто» не связано с ЭГО, то это «нечто» и не осознается. Поэтому сознание можно определить как связь психических факторов с ЭГО. ЭГО - это комплекс данных, конструированный, прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти. У человека есть определенная идея о прошлом бытии, определенные наборы (серии) памяти. Можно назвать ЭГО комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из бессознательного, он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с ЭГО, то осознаются. Если же не входят, то осознания не происходит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.