Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитическая психология К. Г. Юнга, общий обзор. Виды бессознательного, архетипы и архетипические образы, основные архетипы, процесс




Восполнение пробела в воспоминании о детстве.

Выявление внутреннего конфликта желаний.

Подход к интерпретации сновидений.

Типические сновидения.

Роль Ид во время сна.

Желание и фантазии Ид во время сна играют большую роль, чем в бодрствовании. Во время сна мы находимся в нарциссическом состоянии. Отключились от реальности и стали близки к нарциссическому детству и потому в большей мере оперируем детскими фантазиями.

Фрейд на основании анализа большого количества манифестских сновидений обнаружил присутствие типичных сюжетов, которые имеют стандартное толкование.

Основной аналитический постулат заключается в том, что симптом вызван «не переваренным» материалом из прошлого пациента, который, сталкиваясь с текущими фрустрациями, вызывает страдание. Способ освободиться от симптома – понять, что мешает из прошлого адаптироваться в настоящем.

В отношении к сновидениям это тем более верно, поскольку они основаны на фрагментах воспоминаний и содержат черты вытесненных инфантильных желаний.

Задача истолкования сновидения распадается на две части:

Основную терапевтическую нагрузку несет вторая часть, поскольку сведение к прошлому опыту дает наиболее значимый и грубый инсайд.

 

 

 

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем, которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. Аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается с бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для ее целостности. Сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала. Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью. Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам, и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

В соответствии с взглядами Юнга структура психики представлена сознанием и бессознательным: личным (индивидуальным) и коллективным. Сознание и бессознательное - исходные противоположности душевной жизни, они находятся в компенсаторных отношениях друг к другу. Понятие компенсации играет чрезвычайно важную роль в функционировании психики. Компенсаторные отношения между сознанием и бессознательным, по мнению Юнга, являются способом саморегуляции психического аппарата.

Юнг считал сознание вторичным, менее существенным аспектом психики. Бессознательное определяет в жизни человека гораздо больше. Сознание подобно тонкой пленке, покрывающей глубины бессознательного. Сознание действует по принципу селекции, отбора, так как в нем может удерживаться одномоментно лишь небольшое количество содержаний. Отсюда - некоторая односторонность сознания. Содержания, исключенные из сознания, вытесняются в бессознательное и создают как бы противовес сознательным. Чем сильнее выражены сознательные установки, тем сильнее противоположные содержания бессознательного. Они создают противовес и определяют напряжение, которое может стать таким сильным, что все же сообщается сознанию (в первую очередь - в виде сновидений). Это недостающая информация о внутреннем мире человека.

Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные впечатления, подпороговые восприятия и т.п. Единицей личного бессознательного являются комплексы - это организованная группа чувств, мыслей, ощущений, воспоминаний. Каждый комплекс имеет центр, который работает как магнит, притягивая к себе другие психические элементы. Исследуя комплексы своих пациентов, Юнг обнаружил, что после того как все личное осознается, остается некое неличное ядро, обладающее мощной эмоциональное энергией. Для обозначения этой структуры Юнг стал использовать термин «архетип». Комплекс может становиться автономной сущностью и требовать от человека определенных действий и поступков.

Коллективное бессознательное - это хранилище следов памяти, наследуемых человеком из жизни предков. Это эволюционное наследие человека, это опыт, который повторялся в предшествующих поколениях. Коллективное бессознательное отделено от личного и является всеобщим, так как все люди имеют одинаковое строение мозга и общую эволюцию. Наследуются не родовые воспоминания, а возможность восстановления психических элементов предшествовавших поколений. Они представляют собой предрасположенность реагировать на окружающий мир определенным образом. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинктами. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения, основные из них: инстинкт смерти и инстинкт жизни.

Архетип - есть некий не представимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в определенный момент развития выстраивает психические элементы в известные образы (архетипические) и обеспечивает готовность человека действовать определенным образом. Архетип - это форма, матрица, которая заполняется индивидуальным содержанием. Архетип может становиться центром комплекса личного бессознательного. Архетипы становятся явными в образах фантазий, мифов, сновидений, ритуалов и т.д. Количество архетипов очень велико. Основные архетипы: Рождения, Смерти, Энергии, Героя, Бога, Мудрого старца, Возрождения, Ребенка и т.д. Наиболее значимыми для развития личности являются следующие архетипы: Персона, Тень, Анима (Анимус).

Персона - представляет собой маску, которую носит человек, чтобы удовлетворять требованиям социальных норм и традиций. Если Я отождествляется с Персоной, то человек лучше осознает роль, которую он играет, чем свои истинные чувства. Человек «растворяется» в социальных ролях и теряет свою истинную сущность. В сновидениях Персона предстает в образах представителей закона и власти, ее символами является все, что «прикрывает» человека - одежда, обувь, украшения и т.д.

Тень - низшая часть личности, совокупность всего, чем человек не хочет быть, всего, что относится к биологическому началу, всего того, чего человек страстно желает, но боится. Жесткое, низменное, деструктивное, асоциальное. Архетип Персоны обрастает эмоциями и чувствами, и складывается мощное «анти-Я». Осознание тени - сложная и мучительная задача. Но признание своей Тени и интеграция ее в целостную систему психики необходимы для психического здоровья. Если негативное качество осознанно, его можно преодолеть. Вытесняемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек стремиться их подавить. В сновидениях архетип Тени изображается с помощью мрачных, уродливых фигур, иногда - представителей другой расы, обычно однополых со сновидцем. Такой персонаж наделяется негативными качествами, совершает мерзкие поступки. Однако Тень не является сугубо нежелательной частью психики. Она делает личность полноценной, трехмерной и способствует формированию личности как целого.

Анима и Анимус. Эти архетипы компенсируют мужскую или женскую природу индивида. Юнг считал, что в бессознательном мужчины скрыта женская сущность, а бессознательном женщины - мужская. Анима мужчины содержит вытесненные в бессознательное женские качества - нежность, сострадание, сентиментальность, романтичность, чувственность. Анимус - мужество, твердость, активность, агрессия. Анима и Анимус могут иметь и негативные и позитивные аспекты. Анима позволяет мужчине понимать психологию женщины и наоборот. Эти архетипы могут стать причиной серьезного разлада в отношения, если они не осознаны и проецируются вовне без учета действительных характеристик партнера.

По Юнгу, цель психического развития - самореализация, этот процесс он назвал индивидуацией и считал его главной задачей человеческой жизни. Целью индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии. Самость - центральный архетип личности, максимальная полнота реализации. Самость включает сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела.

Индивидуация - это путь к себе. Она предполагает интеграцию основных архетипов. К ним относятся Тень, Персона, Анима (Анимус). Осознание и объединение этих архетипов вокруг «Я» является основным содержанием индивидуации.

Терапевтическая практика Юнга имеет значительные отличия от фрейдовского психоанализа, что связано с концептуальными различиями этих направлений:

1) требование к личности психоаналитика: «Ты сам должен быть таким, каким ты хочешь сделать другого». Все внутренние противоречия терапевт должен преодолеть в себе самом, чтобы быть способным вызвать преобразования в психике пациента.

2) необходимо расширить понятие анамнеза. Терапевт должен ознакомиться не только с личной историей пациента, но и с его духовными установками и социокультурным окружением.

3) Работа с каждым пациентом должна быть сугубо индивидуальной.

4) необходимо в процессе терапии стремиться к воспитанию самостоятельности и моральной свободы пациента, таким образом, «чтобы он осознанно выбрал для себя верный путь и ясно понял свою социальную ответственность». Врач должен быть крайне осторожным, чтобы не навязать пациенту свою волю и убеждения.

5) задачи психотерапии по Юнгу: не сделать человека счастливым, не избавить его от страданий любой ценой, а придать ему твердость в перенесении страданий душевного роста.

Сама процедура психотерапии в аналитической психологии состоит из нескольких этапов:

1 этаписповедь. В ходе исповеди вытесненные содержания возвращаются в структуру психики. Это осознание может быть очень неприятным, но оно восстанавливает целостность душевного мира.

2 этап - разъяснение. Психотерапевт объясняет пациенту причины его страданий, то есть дает интерпретацию, обычно в рамках переноса. Разъяснение, ведущее к осознанию собственной недостаточности, формирует у человека идеи приспособления и терпимости.

3 этап - воспитание социального человека. Не для всех людей достаточно одного разъяснения, простое понимание оказывается несостоятельным для человека со слабо развитым «Сверх-Я». Такому человеку необходимо приобрести путем обучения иные установки, только тогда будет достигнуто его нормальное приспособление.

4 этап - преобразование. Психотерапия является продуктом взаимного влияния врача и пациента. То есть сам терапевт так же вовлечен в анализ, как и пациент. И требованием преобразования является необходимое изменение терапевта в том направлении, в котором он хочет изменить пациента. Иначе говоря, необходимым является «самовоспитание самого воспитателя».

Второй вариант.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961) родился в Кессвиле, в Швейцарии. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но пре­красно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литера­туру, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую сте­пень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял долж­ность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда. После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глу­бокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представ­лять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронприн­ца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сло­жил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины, как личного характера, так и теоретические рас­хождения. Больше они ни разу не встречались.

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помеша­тельству. К концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устрем­ления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и твор­ческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн свое­го бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря этому мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное человека - вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей"). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью. Архетипы – понятие, которое трудно представить конкретно, но их воздействие проявляется в сознании в качестве архетипических образов и идей. Это универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного. В области коллективного сознания они проявляются как религиозные персонажи, герои мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают во снах и видениях. Начиная с 1946 г. Юнг всегда проводил четкое различие между архетипом и архетипическим образом. Он говорит об архетипе an sich (как таковом), непознаваемом ядре, которое "никогда не было сознательным и никогда таковым не будет... оно было и есть только интерпретируемо". Юнг совершенно определенно говорит, что "архетипические представления (образы и идеи), переданные нам бессознательным, не следует путать с архетипом как таковым.

Юнг полагал, что каждый архетип, связан с тенденцией выражать, определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.