Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективное бессознательное, основные архетипы, процесс индивидуации




Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью. Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам, и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное - это хранилище следов памяти, наследуемых человеком из жизни предков. Это эволюционное наследие человека, это опыт, который повторялся в предшествующих поколениях. Коллективное бессознательное отделено от личного и является всеобщим, так как все люди имеют одинаковое строение мозга и общую эволюцию. Наследуются не родовые воспоминания, а возможность восстановления психических элементов предшествовавших поколений. Они представляют собой предрасположенность реагировать на окружающий мир определенным образом. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинктами. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения, основные из них: инстинкт смерти и инстинкт жизни.

Архетип - есть некий не представимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в определенный момент развития выстраивает психические элементы в известные образы (архетипические) и обеспечивает готовность человека действовать определенным образом. Архетип - это форма, матрица, которая заполняется индивидуальным содержанием. Архетип может становиться центром комплекса личного бессознательного. Архетипы становятся явными в образах фантазий, мифов, сновидений, ритуалов и т.д. Количество архетипов очень велико. Основные архетипы: Рождения, Смерти, Энергии, Героя, Бога, Мудрого старца, Возрождения, Ребенка и т.д. Наиболее значимыми для развития личности являются следующие архетипы: Персона, Тень, Анима (Анимус).

Персона - представляет собой маску, которую носит человек, чтобы удовлетворять требованиям социальных норм и традиций. Если Я отождествляется с Персоной, то человек лучше осознает роль, которую он играет, чем свои истинные чувства. Человек «растворяется» в социальных ролях и теряет свою истинную сущность. В сновидениях Персона предстает в образах представителей закона и власти, ее символами является все, что «прикрывает» человека - одежда, обувь, украшения и т.д.

Тень - низшая часть личности, совокупность всего, чем человек не хочет быть, всего, что относится к биологическому началу (животные инстинкты), всего того, чего человек страстно желает, но боится. Жесткое, низменное, деструктивное, асоциальное. Архетип Персоны обрастает эмоциями и чувствами, и складывается довольно мощное анти-Я. Осознание тени - сложная и мучительная задача. Но признание своей Тени и интеграция ее в целостную систему психики необходимы для психического здоровья. Если негативное качество осознанно, его можно преодолеть. Вытесняемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек стремиться их подавить. В сновидениях архетип Тени изображается с помощью мрачных, уродливых фигур, иногда - представителей другой расы, обычно однополых со сновидцем. Такой персонаж наделяется негативными качествами, совершает мерзкие поступки. Однако Тень не является сугубо нежелательной частью психики. Она делает личность полноценной, трехмерной и способствует формированию личности как целого.

Анима и Анимус. Эти архетипы компенсируют мужскую или женскую природу индивида. Юнг считал, что в бессознательном мужчины скрыта женская сущность, а бессознательном женщины - мужская. Анима мужчины содержит вытесненные в бессознательное женские качества - нежность, сострадание, сентиментальность, романтичность, чувственность. Анимус - мужество, твердость, активность, агрессия. Анима и Анимус могут иметь и негативные и позитивные аспекты. Анима позволяет мужчине понимать психологию женщины и наоборот. Эти архетипы могут стать причиной серьезного разлада в отношения, если они не осознаны и проецируются вовне без учета действительных характеристик партнера.

По Юнгу, цель психического развития - самореализация, этот процесс он назвал индивидуацией и считал его главной задачей человеческой жизни. Целью индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии. Самость - центральный архетип личности, максимальная полнота реализации. Самость включает сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела.

Индивидуация - это путь к себе. Она предполагает интеграцию основных архетипов. К ним относятся Тень, Персона, Анима (Анимус). Осознание и объединение этих архетипов вокруг Я является основным содержанием индивидуации.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательную и бессознательные части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид. и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личности переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой жизни: отношение к другим, их влияние на человека (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Анимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности – Самости

Индивидуация – осознание человеком своей реальной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивидуация приводит к тому, что регулирующим центром психики становится самость.

Процесс индивидуации (по Юнгу) следует наблюдать как часть развития от первой половины жизни ко второй. В первой половине жизни задача индивидуума состоит в том, чтобы научиться адаптироваться к образовательным дисциплинам, социальным требованиям, к требованиям работы и профессии, к истеблишменту семьи и жизни в обществе. Вторая часть жизни требует интеграции всех элементов личности, упущенных в этих односторонних усилиях по адаптации. Включение в отношения с тенью, анимой, анимусом в интегративном процессе самости может вести к индивидуации и определенной мудрости и чувству смысла жизни, по мере того как индивидуум становится старше. В соответствии с этим взглядом, самость видится в первой половине жизни как ложно адаптированная к внешнему влиянию, тогда как во второй половине реализация ее "истины" в индивидуации никогда окончательно не достигается.

Индивидуация, по Юнгу, также настоятельна, как голод, жажда, агрессия или сексуальность. Индивидуация - это сверхзадача развития. Казалось бы, путей и целей индивидуации столько же, сколько существует на свете людей. До известной степени это верно. Но влечение к индивидуации подталкивает человека к соприкосновению с божественной искрой, с единым для всех архетипом, который Юнг называл самостью и который должен стать центром личности. Личность, зажатая в тиски социальной машины, не обладающая достаточными ресурсами психической энергии, находится часто под властью других лиц, внешних, чуждых сил. Любая попытка истинной индивидуации наталкивается на сопротивление. Всякий шаг, делаемый ради того, чтобы стать самим собой, требует жертв и усилий.

 

    1. Психологические типы, виды установок и психических функций.

По «Тавистокским лекциям», 1935

Юнг разработал оригинальное учение о характерах. Смысл любой характерологической классификации состоит в сведении бесконечного многообразия жизненных установок, оттенков поведения к небольшому числу типов. Зная тип характера человека, мы можем предсказать его реакцию, поступки, лучше понять генезис и содержание невроза, выяснить степень совместимости с другими людьми в условиях трудовой или семейной жизни, оценить профессиональную пригодность. Универсальных классификаций характеров не бывает. Но классификацию Юнга можно отнести к числу самых популярных и общеупотребительных классификаций.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия в зависимости от того, в какую сторону ("вовне" или "вовнутрь") направлен основной поток психической энергии. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. У экстравертов энергия направлена изнутри - наружу. Их цели связаны с переделкой внешнего мира. У интровертов энергия тратиться на внутреннюю переделку души. Экстраверт адаптируется к миру, решая свои проблемы действием. Интроверт - путем саморефлексии, переоценки своих позиций. Судьба экстраверта обусловлена объектами его интересов. У него развиты внешние отношения с вещами, с людьми, он чувствителен к общепринятому положению вещей. Судьба интроверта связана с саморазвитием его личности. Интроверт обычно не доверяет тому, что общепринято. При всем том, "чистых типов" - не бывает. Каждому человеку присущи в той или иной степени обе установки: экстравертная и интровертная, с перевесом одной из них. Уже в детстве человек начинает смутно осознавать выгоды и невыгоды своего характера. Бессознательно он стремится развить в себе то, чего ему недостает и усмирить те качества, которые чрезмерно акцентуированы и мешают достижению его целей. Но все-таки обычно доминирует одна из установок, которая тесно сливается с социальными ролями и всем обликом личности.

Экстраверты отличаются непосредственностью, с доверием движутся навстречу людям и событиям, открыто выражают как дружеские, так и враждебные чувства. Они предпочитают не замыкаться в себе, решать дела - ссориться или мириться. Они обычно оптимисты, энтузиасты, готовы практически помогать или вредить. На них держится большая часть повседневной общественной работы.

Недостаток экстравертов - поверхностность. Их настроение сильно зависит от впечатления, которое они производят на окружающих. Они любят успех, несамокритичны. Они привержены к стандартам, стереотипам и не всегда надежны. Легко сходясь с людьми, они также легко от них отдаляются. Экстравертов выше ценят среди широкой общественности, чем в семье или в интимных отношениях.

Интроверты сосредоточены на внутренних субъективных переживаниях. У них мало доверия к людям. Их главная черта - необщительность. Они с трудом преодолевают дистанцию между собой и другими. Предпочитают уходить в себя в непривычной и раздражающей обстановке. Интроверт напоминает улитку, которая при любой опасности прячется в свою раковину. Чувствительность интровертов к мнению окружающих проявляется в стыдливости, совестливости. В случае конфликта с окружением они возлагают вину на себя. Интроверты часто неловки, стеснительны. Они - не светские люди. Чувствуют себя одинокими в шумных кампаниях, которым предпочитают книги, собственные мысли, одного - двух интимных друзей, которым всецело преданы.

Интроверты в большей степени способны к самоконцентрации и упорной работе, чем экстраверты и чаще развивают свои таланты выше среднего уровня, а в творчестве достигают больших успехов.

Некоторые виды труда больше располагают к развитию экстравертных качеств, чем другие. Так, работа с людьми, преподавание, игра в театре способствует экстравертности до такой степени, что природный интроверт по общительности и внешней открытости превосходит природного экстраверта.

Классификация характеров усложняется у Юнга тем, что на каждую из ориентаций накладывается та или иная степень развитости психологических функций, которых он насчитывает четыре: мышление, интуиция, сензитивность (восприятие) и чувствование (оценка).

Эти функции альтернативны и взаимодополнительны. Каждая из них служит инструментом познания, общения и адаптации к определенным условиям. Каждая эффективна в одних ситуациях и мало пригодна в других.

А. Ощущения - все восприятие с помощью чувственных органов. Под ощущением понимается то, что составляет результат осведомленности о внешних фактах, получаемых через функции сознания. Ощущения говорят, что нечто есть; они не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует.

Б. Мышление. Функция интеллектуального познания и формирования логических заключений; Мышление в своей простейшей форме говорит, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо мышление есть восприятие и суждение.

В. Чувство – функция субъективной оценки; Чувство с помощью определенных чувственных тонов информирует нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, что тот или иной предмет стоит для него, какую ценность он представляет. В согласии с этим феноменом невозможно воспринять или помыслить о чем-либо без определенной чувственной реакции. Это рациональная функция, с помощью которой человек оценивает отношения и ситуации. Чувство следует отличать от эмоций, возникающих при наличии возбужденного комплекса.

Г. Интуиция -восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Это особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. Это иррациональная функция, помогающая увидеть возможности, скрытые в настоящем. В отличие от ощущения (sensation – функции, связанной с восприятием существующей реальности опосредованно через органы чувств), через интуицию реальность воспринимается бессознательно, т.е. через проблески инсайдов неизвестного происхождения.

Психологические функции обычно контролируются волей, однако функции могут действовать и непроизвольно. Как правило, подчиненная функция не обладает свойствами сознательной дифференцированной (доминирующей) функции. Доминирующая функция, как правило, регулируется намерением и волей. Подчиненная функция всегда ассоциируется с архаической личностью. В этой функции мы всегда – первобытные люди. В дифференцированных функциях мы цивилизованны, предположительно обладаем свободой выбора.

Доминирующая функция определяет в индивиде его собственный психологический тип. Например, если человек пользуется в основном своим интеллектом, его можно отнести к так называемому мыслительному типу. Отсюда мы можем проследить местоположение чувства в структуре психики: когда мышление – доминантная функция, чувство неизменно занимает подчиненное положение. То же правило применимо к трем другим функциям. Мыслительный тип. Если мышление сильно дифференцированно, то оказывается, что чувства недифференцированы. Это не означает, что у таких людей нет чувств. Напротив. Эти люди во власти своих эмоций, они пойманы эмоциями.

Мышление считается иногда главной человеческой способностью. На самом деле оно дает лишь ограниченные результаты в познании, творчестве, не говоря уже о любви или общении - если оно оторвано от других функций. Мыслитель имеет дело с абстрактными сущностями и не способен оперировать образами. Он часто не видит целого, не отличает главного от второстепенного. Интровертный мыслитель углублен в сам процесс мышления. Он мало интересуется выводами и результатами. Может допускать бестактные высказывания. Экстравертный мыслитель проявляет педантизм, настаивает на жестких принципах. Его мысль устремлена к внешнему, конечному результату.

Мыслитель подавляет в себе эмоциональность и от этого внутренне скован. Он часто не чувствует пропорций, гармонии, не понимает детей и животных. Мышление эффективно там, где приходится иметь дело со сложными, но строгими зависимостями, например, в математике, шахматах, механике. Попытки философствовать у "чистого мыслителя" выливаются в построение моделей и схем, упрощающих реальность.

Интуитивист обладает способностью непосредственного понимания, мгновенного проникновения в сущность, но он обманывается в своих представлениях о реальности; не использует предоставляемых ему возможностей. Строгое логическое рассуждение кажется интуитивисту скучным, излишним. Ведь он сразу может "ухватить" главное и ему не нужны детали. Он не дочитывает книг до конца и быстро определяет свое отношение к людям. Он равнодушен к логическому и механическому порядку, но живо интересуется человеческими проявлениями, одухотворенным и даже мистическим. Он не любит классификаторов и системосозидателей, интуиция заменяет ему логику.

Интуитивист не усидчив, не склонен к кропотливой работе. Ему странен интерес к фактам, как таковым, который встречается у экстравертов-мыслителей. Интуитивист может быть философом и тонким политиком, хорошим организатором-практиком. Из интровертных мыслителей, способных глубоко заглядывать в коллективное бессознательное, вырастают пророки, писатели-психологи, вожди религиозных и политических движений.

Экстравертный интуитивист - любитель новизны, путешествий. Он неусидчив, непостоянен. Он не чтит обычаев, склонен к авантюризму. Дом, семейный очаг ощущает как тюрьму. Он может быть морально неразборчив, и лишен эстетического вкуса.

Сенситивный человек всегда остается в данной реальности. Для него истинно то, что реально. Когда же сенситивный человек не имеет своей реальности – четырех стен, в которых он может жить, он болен. Сенситивный тип чувствителен к форме, но не видит сущности. Он хорошо понимает конкретных людей и ситуации, но не осознает общих тенденций. Одарен нравственным и эстетическим чувством, хотя, как исследователь, не всегда продуктивен.

Чувственный тип – это человек, способный оценивать, любить и ненавидеть, понимать место вещи в ценностной иерархии. Люди чувственного типа остро ощущают свое и чужое место в иерархии умов, талантов, они непосредственно чувствуют дистанцию и близость между собой и другими людьми. Придают большое значение общению, но нередко, бывают одиноки, так как не способны выстроить стратегию отношений.

Юнг подробно характеризует каждую из психических функций в ее экстравертной и интровертной модальностях. Человек привыкает достигать успеха с помощью той способности, которой одарен в наибольшей степени. Вследствие частого упражнения она получает перевес над остальными. Обычно у людей "работают" две функции: главная и вспомогательная. Развитость трех встречается у очень одаренных людей, развитость четырех - удел гения.

Однако в бессознательной части психики сохраняются в пассивном состоянии все четыре функции. Человек, никогда не умевший рисовать, под гипнозом рисует живые и правдоподобные картины. Латентные функции дают о себе знать при душевном контакте. При беседе с "мыслителем" мы наслаждаемся внезапно вспыхивающей в нас мыслью. При общении с "интуитивистом" меткость и находчивость собеседника вызывают у нас восхищение. Контакт с художественным, сенситивным типом активизирует зрительную способность, позволяет увидеть больше деталей.

Общественное разделение труда приводит к специализации душевных функций, одностороннему развитию. Однако душа, по Юнгу, в значительной степени независима от общества и стремится к целостному развитию. То, что недостижимо в практической жизни, рисуется в фантазии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.