Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высокая восприимчивость русских к идеям западной культуры, философии, науки




Предпосылки адаптации психоаналитических идей в России.

Предпосылки адаптации психоаналитических идей в России можно разделить на две части - положительные и негативные факторы.

А). Положительные факторы адаптации и ассимиляции психоанализа в России:

1. Идеи психоанализа пришлись на «эпоху аномии» (это такие отрезки времени развитии общества, когда терпят крах прежние культурные традиции, устои, ценности, а новых идей и регуляторов в обществе – ещё нет). На фоне аномии всегда возрастает интерес людей к естественным наукам (и психологии и психоанализу в том числе). В этих науках люди и общество ищут ответы на важные вопросы индивидуальной и групповой идентичности. Кто я - мы? Зачем я - мы? и т.д. В России в 20-м столетии было несколько таких регрессивных периодов: первое десятилетие 20 века (когда, по словам Ницше «умер старый бог»); постреволюционный период, послевоенное время; и 80-е,90-е гг. – период перестройки и развала советского союза.

2. Ориентация русского человека на познание внутреннего мира и повышенная чуткость к своему бессознательному, т.е. готовность к эмоциональному принятию концепций Фрейда.

3. Готовность к интеллектуальному принятию концепций Фрейда (во всяком случае, у интеллектуальной элиты России), которая может дать новый взгляд на проблемы эпохи; осознание, за счёт этого, своего места и своей сущности в этой эпохе.

Благодаря этим предпосылкам, с 1904г. психоаналитические идеи начинают входить в обиход российской культуры, не встречая того сопротивления, с каким эти идеи сталкивались в Европе, с большей лёгкостью.

Б.) Негативные факторы адаптации и ассимиляции психоанализа в России:

1. «Детскость» инфантильность среднего россиянина по сравнению с европейцами. Инфантильность выражена как: импульсивность, амбивалентность, нетерпимость, неготовность к долгому поиску истины, а предпочтение принять её в готовом виде.

2. Традиционное российское пуританское непринятие сексуальных лейтмотивов, которыми пронизаны ранние работы Фрейда. Неприятие концепций Фрейда связано ещё и с неправильным пониманием «детской сексуальности» и термина «сексуальности» вообще. Фрейд говорил о сексуальности как о тенденции к получению удовольствия от какой-либо части поверхности или органов собственного тела, а в сознании массы русских людей сексуальность представлена лишь генитальными отношениями полов.

Корни русского пуританства уходят к истокам русских традиций: представление Руси о собственной «святости», образ святого материнства в христианстве, отблеск этой святости несёт в сознании каждый русский человек. «Сексуальное», плотское - в сознании русского человека связано с грехом, грязным и низким, и со «святостью» не совместимо.

3. Преобладание в российской науке начала 20-го столетия научного позитивизма, специфический материально-физиологический подход к вопросам духовным, поэтому символические понятия, на которых выстроен концепт психического аппарата Фрейда, принимаются с трудом.

4. Особенность русской ментальности в том, что научная и философская мысль (которая должна находиться в непрерывном движении и развитии) часто превращались в статичную идею (тоталитарная ментальность) и не развивалась дальше, характерен поиск истины «в последней инстанции»

Идеи психоанализа принимались легко на веру, но не были «выстраданы и пережиты» русскими специалистами.

Особенность безобъектной ментальности русского человека ( по К.Г.Юнгу, русские как «рыбы в стае»). Для России характерна власть родового, коллективного над индивидуальным. Русский человек, в силу исторических, культурно-религиозных особенностей бытия, словно не преодолел стадию сепарации от России-матушки, не вышел ещё из матки, в которой зародился.

Русские народные сказки, былины, легенды, как квинтэссенция культурной мифологии, демонстрируют ещё одну детскую черту русского человека – их герои, как правило, ничего не зарабатывают своим трудом (…по щучьему велению, получают в подарок, находят на тропинке и пр.), ведь только дети удовлетворяют свои потребности вне зависимости от затраченного труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.