Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ в России после 1930 года




Психоанализ в России в 1918-1925 годах.

Постреволюционный период в России характеризуется возрождением интереса к естественным наукам, в том числе к проблемам психологии. В 1918 году В. М. Бехтерев возглавляет Психоневрологическую академию в составе с Детским институтом. Параллельно широко развивается наука о ребенке — педология, возглавляемая П. П. Блонским. Внимание новых руководителей страны и ученых, принявших социальный заказ, обращается и к идеям Фрейда. В 1921 году И. Д. Ермаков и М. В. Вульф в целях реабилитации психоаналитического движения создают в Москве «Психоаналитическую ассоциацию исследований художественного творчества». В 1922 году на основе Ассоциации, при поддержке «Главнауки» и лично Л. Д. Троцкого и Н. К. Крупской, учреждается Российское психоаналитическое общество (РПО) численностью 14 человек. Работа Общества организуется в двух секциях: медицинской и педагогической. С этого же года начат выпуск книжной серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека».

С 1923 года российские психоаналитики находятся под сильным давлением власти и вынуждены ориентироваться на внутреннюю политику государства. Основными направлениями их работы становятся попытки синтеза учений Фрейда и К. Маркса, с одной стороны, и школ В. М. Бехтерева — И. П. Павлова — с другой. Целью этой работы являлось создание единой «подлинно материалистической концепции личности». В 1923 году И. Д. Ермаков организует и возглавляет Государственный психоаналитический институт (ГПИ) с амбулаторией и клиникой. Под его руководство переходит Детский дом-лаборатория, открытый в 1921 году при московском психоневрологическом институте.

В 1925 г. Совет народных комиссаров принимает резолюцию о ликвидации ГПИ в связи с несоответствием результатов работы вложенным средствам. В 1927 году после двухлетнего перерыва выходит последняя книга в серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека». С этого года работа в РПО фактически прекращена.

 

 

 

 

Если 20-е годы были своеобразным пиком развития психоанализа в России, то в 30-е годы явственно обнаружились симптомы неизбежного поражения психоанализа. 27 июля 1930 года принято постановление о ликвидации Российского психоаналитического общества. Не многие русские психоаналитики в 30-е годы продолжали свою работу нелегально или полулегально: Шпильрейн в Ростове-на-Дону, Марголис в Ленинграде. Психоанализ не исчез, но перешел на подпольное положение. Психоанализ не попал под официальный запрет, но возникло непринятие его со стороны властных и научных кругов. Основная причина такого положения заключалась в том, что для тоталитарного общества было неприемлемо представление о человеке как личности с субъективным, порой иррациональным внутренним миром.

Психоанализ с его тенденцией на развенчание иллюзий не мог существовать в обществе, всеми средствами насаждающем мифы и иллюзии. Психоанализ с его стремлением вскрыть и довести до сознания человека вытесненные идеологией и культурой желания был обречен на изгнание в системе, противостоящей любому инакомыслию.

Узнав о гонении на свое учение в России, Фрейд не мог понять, почему это произошло. Ведь согласно его взглядам, психоанализ является нейтральной наукой, не примыкающей к политике. Однако, он сумел подметить, что «марксизм, осуществленный в русском большевизме... обрел зловещее подобие тому, против чего он боролся... он создал запрет на мышление... Критические исследования марксистской теории запрещены, сомнения в ее правильности караются так же, как еретичество каралось католической церковью».

Разгром психоанализа происходил относительно мягко, на идеологическом уровне. Большинство психоаналитиков мигрировали в смежные научные области. Те, кто подобно Вульфу и Осипову, выбрали буквальную эмиграцию, оказались дальновиднее педологов и психотехников, так как эти направления были вскоре запрещены.

Российский психоанализ оказался не жизнеспособен в новых условиях в силу отсутствия научной самостоятельности: из-за отсутствия клинической базы не формировались собственные научные идеи, принимались взгляды зарубежных ученых. Широкое, но поверхностное увлечение психоанализом привело к легкому отказу от его важнейших положений. Психоанализ был предметом контроля со стороны власти, так как в России сформировалось всеобъемлющее государственное регулирование. Таким образом, психоанализ, оторванный от клинической базы, был превращен в мировоззрение и редактировался со всех сторон. Попытки синтеза марксизма и фрейдизма оказались бесперспективными. Создание нового человека - нереальным. Сам же психоанализ был лишен автономии и не мог существовать самостоятельно.

Психоанализ пал жертвой тоталитарного господства, которому не было надобности в развитии индивидуальности. Не оправдав надежд стать кузницей нового человека, психоанализ должен был уступить место более социальноориентированным педологии и психотехнике. Однако вскоре и их услуги стали не нужны. Человек советского общества был без остатка растворен в социальном, формируемом и управляемом.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.