Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Tеория разума (сознания)




 

Структура субъективного мира. «Theory of mind» - теория разума (сознания). Модель психического
Англоязычный термин — Theory of mind (ToM, дословно теория разума). В литературе можно встретить другие варианты перевода этого термина: теория сознания, модель психического, теория намерений и пр. Модель психического состояния человека. Обладать моделью психического означает быть способным воспринимать как своё собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение.
Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей (подробнее).
Чтобы эффективно функционировать в сложном социальном окружении, у людей должны были развиться интеллектуальные способности к эффективной коммуникации, обучению, а главное — к пониманию не только поступков, но и мыслей и желаний соплеменников (такое понимание называют «теорией разума» — «theory of mind»). Каким образом появились у людей эти способности? (подробнее)
Память, как известно, хранится не в каком-то специально выделенном для этой цели участке мозга, а распределяется по многим отделам. Причем для запоминания используются те же нейроны, которые возбуждались при непосредственном переживании события (подробнее), соответственно мы должны получить два определения уровней восприятия, отражающих системные процессы анализа и синтеза информации.
Свойство восприятия окружающего мира, в котором отражаемые стимулы различаются как принадлежащие отдельным подмножествам систем субъективного мира человека или животного, называется уровнями восприятия окружающего мира.
Уровни восприятия окружающего мира человека – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
Последовательность пирамидального расположения уровней восприятия на модели субъективного мира человека соответствует последовательности формирования общественного и индивидуального опыта индивида.
На системном уровне активность генов в мозге при научении переходит под когнитивный контроль (подробнее). Вопрос о том, вызовет или нет какая-либо поведенческая ситуация экспрессию "ранних" генов в клетках мозга, критическим образом зависит от содержания прошлого индивидуального опыта индивида и определяется фактором субъективной новизны данного события.
Значимость фактора новизны, то есть категории субъективной оценки организмом среды и собственного поведения для человека резко возрастает, так как в результате деятельности многих поколений людей это приводит к необходимости осуществлять все более объективную оценку окружающей среды и результатов своей деятельности.
Уровни восприятия окружающего мира человека и соответствующие им системы, непрерывно поддерживая активным фактор новизны, позволили осуществить положительную обратную связь генерации процесса возникновения и развития языка и речи.
  • За счет генерации процесса возникновения и совершенствования языка и речи, более объективной оценки окружающей среды, в процессе общественного и индивидуального опыта человека происходит выделение все большего количества подмножеств систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
  • Эти подмножества систем качественно улучшают объективную оценку окружающей среды и результатов собственной деятельности. Что позволяет активизировать фактор новизны, и приводит к усиленной активации ранних генов в клетках мозга человека(подробнее).
  • В эволюции, эти адаптивные модификации функциональных систем, обеспечили дифференциальное выживание, привели к феномену человека и новой фазе нейроэволюции (подробнее).
Таким образом, в отношении мозга человека три фазы эволюционного цикла:
  • созревание (первый системогенез);
  • адаптивные модификации функциональных систем, обеспечивающих дифференциальное выживание (второй системогенез);
  • новые модификации подмножества систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения, качественно улучшающие объективную оценку окружающей среды и результатов своей деятельности (третий системогенез);
оказываются тесно связанными на уровне механизмов регуляции экспрессии генов.
«Внутренняя» селекция делает возможной ситуацию, в которой вместо нас гибнут наши гипотезы.
В конкретном подмножестве систем субъективного мира человека соседними оказываются системы со сходными системообразующими факторами, что позволяет быстрее реализовать моделирование будущих событий на соседних нейронах. Таким образом, проводя поэтапные элементы моделирования и выявляя результат во внутреннем плане, находится оптимальное решение или последовательность его достижения. При этом возможна реализация компромисса между быстротой моделирования будущих событий и относительно длительным поиском эффективного решения.
Если найденоновое решение, относящееся к данному уровню восприятия в соответствии с моделью субъективного мира человека, то оно автоматически учитывается на данном уровне, так и на расположенных ниже уровнях, но не приводит к изменению систем на верхних уровнях.
Системный подход нами использован для рассмотрения гипотезы о встроенной системе безопасности, как компонента модели субъективного мира индивида. Причем такой компонент является необходимым условием, как жизнедеятельности, так и контроля однородности процесса «взаимодействие – взаимосодействие» при контакте с другими индивидуумами.
У животных все основные функциональные системы представлены на двух нижних уровнях модели восприятия окружающего мира, соответственно уровень окружения (с ключевым вопросом, что вокруг?) и уровень поведения (ключевой вопрос, что делаю?). Эти уровни восприятия окружающего мира отражают основную способность животных - приспособится к окружающей среде и тем самым выжить. При этом системы, сформированные в естественной природной среде, становятся для животных основными и необходимыми для сосуществования в естественных природных условиях. Поэтому взрослое высшее животное с системами, сформированными в искусственной среде обитания при участии человека, как правило, погибает, при помещении его в как будто бы привычные и естественные природные условия его обитания. Это конечно не находит объяснения у некоторых ученых, которых считают, что поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции.

Наличие у субъекта сознательной осведомленности о собственных намерениях и способностях,а также спосбность к восприятию и угадыванию намерений и мыслей других людей,осведомленность о наличие сознания у других –«теория разума». исследования теории разума включают в себя 2 задачи- «ложные убеждения» и «ошибочный шаг".В обоих типах задач изображены соцвзаимодействия между двумя людьми. в процессе тестирования читается рассказ и показываются картинки. В задаче «ложные убеждения». человек 2 меняет расположение предмета когда 1 чел выходит из комнаты (например стакан со стола на холодильник.)в задаче «ложные убеждения «первого порядка у 1 чел спрашивают:»как он думает,где будет стоять стакан когда он вернется в комнату?.правильный ответ:на столе (так как человек придерживается ложного убеждения что стакан на месте.Для ответа на вопрос нужно мысленно сделать вывод о том,какие убеждения у 1 чел. Несколько дополнительных вопросов для проверки понимания действительного положения вещей.например вопрос на запоминание:где вначале был стакан?
В задаче «ложные убеждения второго порядка,направленной на диагностику способности понимать,что думает человек 2 о том,что думает человек 1.начало рассказа такое же, но добавляют что чел 1 выйдя из комнаты наблюдает в окно действия чел2 (чел2 не подозревает что первый видел как он переставлял стакан)испытуемого спрашивают «когда чел1 вернется в комнату,что подумает чел2,о том что думает чел1 о том где находится предмет?»
В задаче «ошибочный шаг»оценивается способность испытуемого догадываться о душевном состоянии чел1(слушающего)и чел 2 (говорящего).в рассказе чел2 совершает ошибочный поступок и в неловком высказывании случайно раскрывает информацию,которая д/б держаться в секрете например:говорящий получил на свадьбе от слушающего вазу а потом через год слушающий нечаянно разбил её будучи в гостях у 2 (говорящего)чел 2:говорит:»не беспокойтесь ваза мне не нравилась её кто-то подарил на свадьбу.испытуемого просят подтвердить наличие ошибочного шага,указать человека сделавшего ошибочные высказывания(выделения и понимания ошибочного шага) объяснить почему чел 2 недолжен был это говорить (понимание душевного состояния слушателя) и понимание почему чел2 так сказал.задают контрольные вопросы. дети в 3-4 года понимают задачу ложные убеждения 1го порядка.в 6-7 задачу вторго порядка. в 9-11 способность понимать «ошибочный шаг»
В целом задачи теории концентрируются в способности распознать душевное состояние человека у которго в результате действий другого чедовека выработались ложные убеждения.Воснове лежит понимание того,что один из двух людей в своих убеждениях основывается на конвенциональном предвосхищении и не ожидает что второй будет прятать предмет.у здоровых это понимание считается типичным и лежит в основе ложных убеждений.
Нарушения задач теорий разума были выявлены у большинства детей с аутизмом. Имм разыгрывают представление «салли ложит шарик в корзину и уходит из комнаты.энни перекладывает шарик в коробку.»у детей спрашивают где будет салли искать шарик когда вернется?дети с аутизмом не понимают что салли не знает о том,что шарик переложен.они не могут отделить собственное знание от знания другого.нарушается также способность понимать убеждения другого челдовеканапример ихпросят спрятать монетку в кулаке.дети с аутизмом прячут одну монетку в кулаке держа второй раскрытым и отказываются понимать как что другой человекдогадается в каокой руке монетка видя только один зажатый кулак.
поражения: есть данные подтверждающие участие фронтальной доли в выполнении теории разума, кроме этого зоны височной коры и миндалины.атакже Хаппе и др.предположили что правое полушарие играет роль в нарушениях задач теории разума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.