Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии




Спонтанная речь 1. Рассказ о своей болезни: Утром… ну это… утром… уже вчера тепло, а здесь уже мороз. Сразу ну и вот… три Валерик и Витька и где-то я сразу сказал… что-то вот сразу и все. После я не знаю. 2. Рассказ по картинке: Мама … режет хлеб. Бабка. Бабка нет. Бабка пить. Дети играют в игрушки. Кот играет в кубики. Кни…книги стоит на полке. Картина …вист… в стене. Диалог при поступлении на обучение 1. Как вы себя чувствуете? Хорошо. 2. Голова болит? Ну голова болит. 3. Как вы спали? До… два часа. 4. Что у вас было сегодня на зав- Я… завтракает…манную кашу и трак? чай. 5. Что вы делали вчера вечером? Ну я это… те-ле-ви-зор. Диалог при выписке Вопросы те же. Хорошо. Голова болит, крутится. Спал прекрасно. Сегодня пождавали кашуовсяную, и яйцо, и чай. Смотрел телевизор и играет в шахматы. Рассказ по картинке при поступлении Мальчик идет в школе. Мальчик. Мальчик пришел в дома. Мать и сестра и брат молчу. Собака… собака играет. Школе двойку. Мальчик сушку, а коньки. Мама решает учиться мальчик. Рассказ по картинке при выписке Мальчик пришел в дом. Грустный мальчик. Опять двойка. Мать грустит. Мать очень грустная. Мать спросила мальчику. Маленький брат хитрый. Сестра отличник, скромная и молчала. Собака ласкает мальчика, собака друг. 6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии Известно, что для устной разговорной речи нужны необходимая последовательность звуков и быстрое переключение с одного звука на другой или с одного слова внутри фразы на другое. В противном случае возникают персеверации, антиципации, и речь практически становится недоступной. Однако известно также, что акт произнесения слова состоит из тонких артикуляторных движений, которые легко взаимозаменяются. Поражения задних отделов моторно-речевой зоны коры левого полушария, т. е. нижних отделов постцентральной извилины, и ведут к возникновению афферентной моторной афазии, сущность которой заключается в нарушении речевых кинестезии, на основе чего и возникает нарушение артикуляторного акта. В клинической картине этой афазии обращает внимание поисковая реакция артикуляторного аппарата (губ, языка) при попытках произнесения слов. Особую трудность представляет произнесение отдельных звуков. В первую очередь и наиболее грубо в этом случае нарушается произвольная речь, а все виды непроизвольной и автоматизированной речи могут оказаться доступными для произнесения этими больными. В этом случае нарушаются все виды устной и письменной речи — спонтанная, диалогическая и особенно монологическая, повторения, называния и т. д. Письмо и чтение также нарушаются из-за дефектов кинестетических основ речи, практически из-за дефектов произношения больной не может проговорить слово, т. е. не может как бы «нащупать» его моторную, артикуляторную основу, поэтому не может и написать слово. Позже многие больные этот симптом объясняли следующим образом: «Я не чувствовал слова», «Я не ощущала слова, звука», «Язык ворочается, губы движутся, а куда их двигать — не знаю». В устной и письменной речи при средней тяжести афазии обнаруживаются специфические литеральные парафазии и параграфии и паралексии, т. е. замена звуков, графем и букв другими — гоморганными. Понимание речи вторично оказывается нарушенным, поскольку известно, что артикулема — моторная единица произношения — тесно связана с фонемой. Нарушения речи идут в синдроме расстройств двигательной сферы — праксиса позы, орального, пространственного праксиса. Сохранными остаются все виды психических процессов, в структуру которых не входит кинестетический анализ и синтез. Не нарушаются и мыслительная деятельность, счет и счетные операции, остаются сохранными восприятие, личность и эмоциональная сфера. Сущность этой афазии заключается в нарушении артикуляторного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная задана заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность. Нарушение экспрессивной устной речи при моторных афазиях часто бывает очень стойким, и больной может быть лишен речи в течение многих лет. Однако правильно организованное восстановительное обучение может в известной степени вернуть больному способность говорить. Для правильной организации восстановительного обучения больного необходимо дать тщательный анализ особенностей речевого дефекта и выявить основной фактор, лежащий в основе распада экспрессивной речи. Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что при каждом корковом поражении прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные формы деятельности, осуществление которых было связано с пораженным участком, в то время как более элементарно организованные формы тех же процессов могут оставаться относительно сохранными. Известно, что значение слова как психологический феномен существует и вне ситуации активного употребления слова, когда слово находится в глубине сознания и готово в нужный момент всплыть. Однако для актуализации этого значения необходимы его материальные носители — либо моторный, либо звуковой, либо графический. Из этого следует, что при нарушении моторного носителя слова, его моторного компонента, значения слов не исчезли. По этому поводу еще в XIX веке X. Джексон писал, что «Speechless it is not wordless* (цит. по: Якубинский, 1923. С. 91), это означает, что безречевой больной — не бессловесный. Поэтому начинается работа с растормаживания речи, с растормаживания наиболее упроченных ее форм с обязательной опорой на значение и на смысл слова, растормаживание не может быть механическим процессом, простыми упражнениями по произношению звуков или слов. Это и является задачей первой стадии обучения.
Наша речь имеет ряд характеристик, которые неотъемлемы от ее произносительной и семантической стороны. Это интонация, мелодика, ритм, акцентуация, и они нередко остаются либо полностью сохранными — при афазиях, возникающих при поражении задней речевой зоны, либо нарушаются при поражении передней речевой зоны. Использование этих характеристик речи для восстановления восприятия и понимания речи и ее произносительной стороны (н§ первых, растормаживающих речь стадиях) является эффективным методом подготовки больного к речи, к созданию интенции. Поэтому необходимо воздействие на интенцию речи. Л. С. Выготский рассматривал интенцию как «чувствование задачи», или как «смутное желание» (Выготский. \95Щ С. 190). А. П. Анохин, говоря о факторах, обусловливающие! речевую интенцию, выдвинул следующие: 1) доминирующую мотивацию и 2) обстановочную афферентацию, или что он называет «нервной моделью обстановки», которая возникает под воздействием различных раздражителей окружающей ситуации. Нам представляется, что речевая интенция возникает и из воздействия окружающей обстановки, из возникновения мотивации и определяется: 1) физиологической готовностью определенных речевых зон мозга к речи (преднастройка артикулярного аппарата и других мышц, участвующих в речевом акте и в целом коммуникативном акте); 2) психологической готовностью субъекта к коммуникации, к речи. Интенция проявляется: а) в смутном желании говорить; б) в «чувствовании задачи»; в) в появлении общего генерализованного смысла речи (что, о чем). Учитывая эти неформализуемые состояния в психической сфере субъекта, необходимо на первой стадии восстановительного обучения больных с моторными формами афазии и с динамической афазией воздействовать специальными методами для возникновения у больных психологической готовности к речи, создавать условия для возникновения намерения и желания говорить. Такими методами могут быть методы, воздействующие на эмоциональную сферу больного, на интонационный и ритмический компонент речи и др., на сферу воспоминаний. Для воздействия на физиологический фон интенции необходимо проводить занятия на фоне соответствующей лекарственной терапии (Цветкова, 1975). Психолого-педагогические и медикаментозные воздействия на сферу интенции речи следует проводить одновременно. Слово всегда произносится известным тоном, писал А. Потебня. Интонация делает речь коммуникативно законченной, она же и опосредует восприятие речи. Известно, что интонация воспринимается как некоторое единство, имеющее определенное коммуникативное значение (Р. В. Тонкова-Ямпольская). Поэтому использование метода интонации позволит не только воздействовать на интенцию речи, готовность к ней, но и способствовать всплыванию некоторых значений, лежащих за ней. С этой целью применяются следующие интонационные методы: 1. Больному произносится предложение, четко интонированное, и он должен найти соответствующую интонации картинку или ее составные части (метод «интонированного предложения»). 2. Затем проводится произвольная работа над интонацией и ее связями с соответствующими предложениями. 3. Позже применяется «метод самостоятельного интонирования» заданных в письменной форме предложений, а в грубых случаях нарушения речи на основе заданных картинок с эмоциональным сюжетом. Джеймс писал, что ритм слова может присутствовать, не выражаясь в звуках, это может быть неуловимое ощущение гласного или согласного или слова (1982). Эту способность ритма речи нужно использовать при ее растормаживании. 4. С целью использования сохранного ритма речи у этой группы больных, в отличие от больных с эфферентной моторной афазией, следует широко использовать чтение стихов, известных больному, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д. 5. Широко используются, и не только на этой стадии, чтение или прослушивание известных песен, что создает соответствующее настроение у больного, вызывая положительные эмоции, воспоминания, актуализируя образы-представления, и все это способствует восстановлению умения произносить слова сначала только в процессе чтения, а позже и вне его. На этой стадии широко применяются также эмоциональные методы. 1. Эффективным методом является метод чтения педагогом эмоционально насыщенного событийного рассказа или рассказа о близких больному событиях, проводящегося с опорой на соответствующие теме картинки и отдельные написанные слова. Это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей больного. Больной начинает реагировать на содержание рассказа, и нередко у него всплывает эмоционально выразительная речь, а иногда и продуктивная («ах, черт возьми», «подай скорее!», «тихо-тихо», «ай-яй-яй!», «нехорошо», «здорово» и др.). 2. Существенное значение имеет и включение эмоциональной речи, например воспроизведение имен близких больному людей, обозначений, связанных с профессией или любимым делом больного и т. д. Параллельно с этой работой (или последовательно) проводится работа непосредственно над оживлением образа слова, его значения и смысла, значения и смысла целых ситуаций. А. Потебня писал, что «образ звука следует за образом предмета и ассоциируется с ним. При восприятии или воспоминании предмета появится образ предмета, вслед за ним образ звука, а потом и сам звук» {Потебня, 1905. С. 98).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.