Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №4




Вопрос№ 3

Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Цели:

1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.

Задачи:

1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).

2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт Личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Специфика психодиагностики отражается и в ее основных понятиях. Для того чтобы лучше понять суть психодиагностики рассмотрим эти понятия. Целью психодиагностики является постановка психологического диагноза. Что такое психологический диагноз?

Под психологическим диагнозом обычно понимается «конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования» [14, с. 86].

Таким образом, психологический диагноз отличается от медицинского диагноза. Медицинский диагноз представляет собой определение существа и особенностей болезни человека. Психологический диагноз выявляет сущность индивидуально-психологических особенностей личности. Чтобы поставить полноценный психологический диагноз, недостаточно описать особенности поведения и психики человека, дать их количественную оценку, необходимо еще выяснить причины появления данных особенностей. В настоящее время исследователь, как правило, выявив при помощи психодиагностических методик те или иные индивидуально-психологические особенности личности человека, не может объяснить их причины, указать их место в структуре личности.

Современные исследователи выделяют три уровня психологического диагноза. Первый уровень диагностики, ограничивающийся выявлением и описанием индивидуально-психологических особенностей человека (или симптомов), получил название симптоматического (или эмпирического) диагноза. Второй уровень психологического диагноза представлен этиологическим диагнозом, который предполагает не только выявление определенных особенностей (симптомов), но и установление причины их возникновения. Высший уровень – типологический диагноз устанавливает место и значение выявленных особенностей в целостной, динамической картине личности испытуемого. Диагноз всегда должен учитывать сложную структуру личности человека. Диагноз также предполагает прогноз дальнейшего развития исследуемой личности.

Постановка психологического диагноза невозможна без соответствующих этой цели методов диагностики. Исходя из целей психодиагностики, ее методы имеют отличия от традиционных исследовательских методов психологии, неэкспериментального (описательного) и экспериментального. Традиционные исследовательские методы психологии предназначены прежде всего для раскрытия закономерностей функционирования психики, для выявления основных психических механизмов, общих для всех людей и других живых существ. Методы психодиагностики ориентированы на обнаружение и измерение индивидуально-психологических особенностей человека. «Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления» [14, с. 266].

Это становится возможным в результате выполнения определенных требований. Одно из важнейших требований, предъявляемых к методам психодиагностики,– стандартизация инструмента измерения. Стандартизация рассматривается в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре обследования и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры психодиагностического обследования предполагает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования. При проведении обследования необходимо соблюдать следующие требования:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д.

Обычно в руководстве по использованию методики приводятся точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Стандартизация новой методики во многом заключается в выработке таких указаний, поскольку только строгое их соблюдение позволяет сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Стандартизация методики также связана с выбором критерия, по которому проводится сравнение результатов диагностических испытаний. Диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Например, студент первого курса, выполняя тест интеллекта, получил балл, равный 95. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у других людей? Количественный результат, полученный в результате тестирования, сам по себе ничего нам не скажет об этом. Полученный студентом результат не может быть рассмотрен как показатель высокого, среднего или низкого интеллектуального развития, так как единицы измерения данной методики сами по себе этого не выражают. Чтобы узнать это, необходимо располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать?

Обычно при проведении психодиагностического обследования точкой отсчета служит статистическая норма. В данном случае результаты тестирования каждого конкретного человека сопоставляются с результатом, полученным большинством испытуемых, имеющих сходные с этим человеком значимые характеристики (возраст, пол и т. д.)

Не менее существенны для психодиагностического метода требования к надежности и валидности инструмента измерения. Валидность психодиагностической методики представляет собой соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики, тому, для чего она была по замыслу предназначена. Слово «валидность» в переводе означает «полноценный», «соответствующий».

Надежность психодиагностической методики представляет собой качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.