КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смешанная (комплексная) моторная афазия
Смешанные группы афазий Вышеописанные формы речевых расстройств относятся к разряду так называемых «чистых афазий». В неврологической и нейрохирургической практике нередко встречаются случаи речевых расстройств, в клинической картине которых высту- пают симптомы и моторной, и сенсорной афазий, и часто нельзя определить, какие из симптомов речевых нарушений являются ведущими. Эти симптомы могут сочетаться друг с другом, утяжеляя общую картину афазий, или так тесно пере- плетаться, что создают целостные своеобразные синдромы, от- личные от «классических» форм. Симптоматике сенсорной афазий выступает в этих синдромах с большей или меньшей отчетливостью, а в процессе восстановления может стушевать- ся или выступить на первый план. Проявления моторной афа- зий также неоднородны — отмечается более или менее отчет- ливое преобладание симптоматики, типичной для эфферент- ной или афферентной афазий. Тем не менее, многолетняя практика нейропсихологических исследований позволила вы- делить варианты смешанных афазий. Наиболее часто встречаются следующие сложные формы афазий: сочетание эфферентной и афферентной афазий — так называемая «комлексная» моторная афазия и впервые выде- ленные нами еще два варианта смешанных афазий. Это соче- тание эфферентной моторной афазий с сенсорной акустико- гностической и афферентной моторной с той же сенсорной афазией (Дорофеева С. А., 1983). К смешанным афазиям можно отнести и тотальную афа- зию, при которой речевая система полностью разрушается. Этой формой речевых расстройств может быть обозначено сочетание эфферентной и афферентной моторной афазий, ко- торое часто встречается в клинике и нейропсихологической практике. Симптомы эфферентной и афферентной афазий до- статочно легко дифференцируются в синдроме комплексной моторной афазий, а степень тяжести последней зависит от сте- пени тяжести проявления той или другой формы. При сочс- тании грубой эфферентной афазий с грубой афферентной ком- плексная моторная афазия может быть похожа на тотальную. У больных отсутствуют все виды экспрессивной речи (часто эмболофазия), чтение вслух и письмо. Значительные трудно- сти возникают в понимании ситуативной речи, отдельных ин- струкций, смыслового значения слова. Грубо нарушаются все виды орального праксиса. Могут возникнуть трудности обще- ния с помощью жестов. Попытки вызвать произношение от- дельных слов или договаривание их окончании с помощью со- пряженного перечисления автоматизированных речевых рядов или пения, как правило, не удаются. Теменная симптоматика не выявляется. Вместе с тем, больные с тяжелой комплекспой афазией, в отличие от больных с тотальной афазией, лучше понимают бытовую речь, у них сохраняются элементы чтения про себя, они также более критичны к своему состоянию, луч- ше оценивают ситуацию, сохраняют стремление к речевому общению, охотно занимаются с логопедом. При комплексной моторной афазий более распространен- ным является разная степень нарушения ее афферентного или эфферентного звена. Грубая афферентная афазия может соче- таться с нетяжелой эфферентной, а грубая эфферентная — с легкой афферентной. В первом варианте комплексная мотор- ная афазия больше похожа на афферентную. Как и в «чистой» афферентной афазий, нарушение артикуляторных укладов речи проявляется искажениями и деформацией артикулем различ- ной степени во всех видах экспрессивной речи. У больных на- блюдаются нарушения артикуляторного и символического орального праксиса. Спонтанная и диалогическая речь обед- ненная, со снижением речевой активности и персеверациями. Эти проявления эфферентной моторной афазий динамичны и уменьшаются по мере преодоления афферентных дефектов речи. Намеренные виды речи (автоматизированиая и отражен- ная) страдают меньше, чем ненамеренные (ситуативная, диа- логическая), но характер произносительных нарушений во всех этих видах речи меняется мало. Письмо и чтение, как правило, глубоко дефектны, так как механизм этих нарушений сочетает в себе распад или по- ломку артикуляторных кодов с неполноценностью фонологи- ческого анализа. При меньшей степени выраженности рече- вых расстройств может частично сохраниться чтение вслух и про себя. Во втором варианте на первый план выступают явления эфферентной моторной афазий. Нарушения спонтанной и ди- алогической речи варьируются от полной неспособности что- либо самостоятельно произнести (эмболофазия) до наличия бедной, односложной или стереотипичной речи. Может иметь место моторный аграмматизм типа «телеграфного» стиля. Аф- ферентные нарушения здесь представлены умеренно выражен- ными произносительными нарушениями в виде деформации и нестойкости артикуляций. Письменная речь во втором варианте комплексной афазий нарушается грубее, чем в первом, и в целом соответствует тем типам дефектов, которые обнаруживаются при грубой и выра- женной эфферентной моторной афазий. Локализация очага поражения: задне-нижние отделы пре- моторной области левого (доминатного по речи) полушария головного мозга («зона Брока»), нижние отделы задней цент- ральной и передне-теменной области.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |